2.2. Распространенность булгарской культуры: ясы — часть булгарского мира
Волжские булгары. Глава II. Начало: Выделение булгар из тюркской общности
Интересна судьба тех булгар, которые после распада Великой Болгарии остались на Северном Кавказе, в Приазовье, на Нижнем Дону и на Северном Причерноморье. В то время как ушедшие на Среднюю Волгу и Нижний Дунай булгары образовали свои государства на различной религиозно-идеологической основе: первые восприняли ислам, а вторые — христианство, многочисленные племена оставшихся булгар не смогли объединиться и создать свое государственное образование, ибо находились в фазе спада пассионарного напряжения, в фазе обскурации. В дальнейшем в силу различных причин, как внутреннего, так и внешнего характера, они переместились в различные регионы Юго-Восточной Европы: одни из них ушли в Кавказские горы (предки балкарцев и карачаевцев), другие — на север, заселив почти весь бассейн реки Дон с Северным Донцом, третьи — обитали между Киевской Русью и Черным морем. В IX-X вв. византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении и древнерусская летопись называют их “черными болгарами”, а арабо-персидские авторы — “внутренними болгарами”. Интересна их судьба в том отношении, что они, оказавшись в поле притяжения этноноосфер окружающих их народов, в дальнейшем потеряли свою единую этноноосферу и вошли в качестве этнического субстрата в состав многих народов, прежде всего украинцев и русских. И немногим из них удалось сохранить себя до наших дней под названием тамбовских, пензенских, мордовских и некоторых других татар. И потеряли они свое этническое лицо не в результате военного разгрома или завоевания, а в силу этноноосферного влияния других народов.
Этноноосфера булгар в V-X вв. “После смерти Аттилы в 454 г. огромная и рыхлая гуннская империя распалась. Племена и народы, кочевавшие в восточноевропейских степях, освободились, — пишет С.А.Плетнева. — История их стала развиваться самостоятельно — их имена запестрели на страницах византийских и закавказских хроник. Акациры, барсилы, сарагуры, уроги, савиры, авары, утигуры, кутригуры, болгары, хазары — вот далеко не полный перечень этих постоянно враждующих и воюющих между собой народов”[i]. Таким образом, болгарские племена в V—VII вв. имели свои названия. В дальнейшем, в период образования племенных союзов ситуация изменилась — название союза зависело от того, какое из племен занимало в нем главенствующее положение. Когда во главе союза племен стояли савиры все племена, входящие в него назывались савирами. Когда в VII в. их союз распался и образовалось два государства, то в западном союзе верх взяли представители племени хазар и страна стала называться Хазарским каганатом и все входящие в него племена, в том числе болгары, восприняли этноним хазары. В восточном союзе возвысились представители племени болгар. По имени главенствующего племени страна стала называться Великой Болгарией, а жители независимо от племенной принадлежности — болгарами.
В этноноосфере булгарских племен, как бы они не назывались, определилась одна несущая частота, которая доминировала в любых этнических ситуациях. Эта частота подавляла все другие, связанные с влиянием этноноосфер окружающих их этносов или тех из них, которые по разным причинам вливались в состав булгар, внося в эту частоту свои изменения, выступающие как ее фон. Переходя с естественнонаучного языка на гуманитарный, можно сказать, что менталитет булгар всегда выступал победителем, обогащаясь за счет менталитетов вошедших в их состав представителей других этносов. Так было с аланами. Затем то же самое произошло с хазарами после распада их каганата. Они оказались в поле действия этноноосферы булгар и даже восприняли этноним “булгар”, что для них не было трудным делом, ибо эти два этноса были единоверцами и родственниками.
Черные болгары и места их обитания. В своем сочинении “Об управлении империей “ Константин Багрянородный писал: “За Боспором находится устье Меотийского озера, которое за величину свою всеми называется морем. В это Меотийское море впадают многие большие реки. К северу от него (течет) река Днепр, из которой Руссы проходят в Черную Болгарию, Хазарию и Сирак”[ii]. Таким образом, Черная Болгария занимала земли по нижнему течению Днепра и Северному Приазовью до реки Дон. Именно об этой Болгарии писал хазарский царь Иосиф в далекую Андалусию Хасдаю ибн-Шафруту, что последний может переслать свое письмо ему через Русь, Булгарию и далее в то место, которое он укажет[iii]. Черная Болгария была страной самостоятельной, ибо она, как указывал Константин Багрянородный, “может воевать с хазарами”[iv]. В то же время Византия была заинтересована в защите своих владений от черных болгар. В договоре 945 г., заключенным между киевским князем Игорем и Византийским императором, одна из статей гласила: “И об этих: если придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране (г. Херсон в Крыму — Р.Б.), то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране”[v]. Из этих сведений можно судить, что Черная Болгария непосредственно граничила с Киевской Русью со стороны Черного моря, в дальнейшем занимая земли и по Северному Донцу.
О черных болгарах неоднократно упоминают и арабо-персидские источники X в. О болгарах, которых арабы называли внутренними болгарами, говорит ал-Масуди. Впервые термин “внутренние болгары” встречается у ал-Балхи (920 г.). Затем о них пишут Истахри (930 г.) и Ибн-Хаукаль (977 г.)[vi]. “Руссы, — пишет Ибн-Хаукаль, — торгуют с хазарами, Румом и Великой Болгарией. Их граница к северу от Рума и число их столь велико, что они облагают данью Рум и внутренних болгар, которые живут возле их страны”[vii]. Н.Я. Мерперт, ссылаясь на рукопись анонимного персидского географа конца X в. “Худуд аль Алем” (“О пределах мира”) дает следующее описание границ Черной (Внутренней) Болгарии: “При таком толковании текста Персидского Анонима восточной границей народа внутренних болгар оказывается нижнее течение Дона, западной — Днепр, протекающий по стране славян (сакалибов), северной — Северный Донец, за которым жили славяне и руссы, и Южной — Черное и Азовское моря. Только такое расположение оправдывает самый термин. Народ “внутренние болгары” находился между болгарами внешними (дунайскими) и волжскими, к которому, как показывают сведения “Худуд аль Алем”, этот термин относится не мог”[viii]. “Народ этот отважный, — пишет персидский автор, — воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок, живущих возле страны хазар. Внутренние болгары воюют со всеми руссами, но вступают в торговлю со всеми, кто живет вокруг них. Они обладают стадами, оружием и орудиями войны”[ix]. Персидский аноним, кроме внутренних болгар, упоминает родственное им племя венендеров, обитавшее к востоку от них, т.е. унногундуров, о которых пишет в своем письме и хазарский царь Иосиф. Персидский географ отмечает: “К востоку от нее (от страны венендеров — Р.Б.) — Барадасы, к югу от нее — Хазары; к западу от нее — горы; к северу от нее — Мадьяры. Они (венендеры) трусливы, слабы, бедны; доходных статей у них мало”[x]. Из этого описания можно судить, что венендеры (унногундуры) занимали район севернее от места впадения Северного Донца в Дон , ибо только от него на западе “горы” — Донецкий кряж, на юге хазары, а на севере — мадьяры (буртасы).
До сего времени споры между учеными-историками вызывают этнические взаимосвязи булгар и алан. Эта проблема вполне разрешима, если к ней подойти с точки зрения идеи этноноосферы. В 372 г. гунны разбили алан, “многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе”[xi]. Гунны стали хозяевами прикаспийских и донских степей — родины алан. Часть алан вместе с гуннами участвовало в Великом переселении народов на запад. Дальнейшие события показывают, что эта часть алан связала свою судьбу с болгарскими племенами. В дальнейшем к VII в. они были ассимилированы булгарами, но это обстоятельство не прошло бесследно и для последних — булгары восприняли многое из культурно-хозяйственных достижений и религиозных ритуалов алан, как отвечающие изменившимся условиям их жизни, особенно при переходе от кочевой к полукочевой, а затем и к оседлой жизни. Аланы же, оказавшись в поле притяжения этноноосферы булгар, восприняли их менталитет и язык, а затем и этноним. Ассимиляция алан булгарами происходила начиная с IV в. до X в., особенно интенсивно в начале и в конце этого периода, т.е. в начале образования союза булгарских племен на Северном Кавказе и во 2-й половине VIII в., когда хазары переселили часть алан на северо-западные границы своего каганата в район Верхнего Дона, где к этому времени уже обитали булгары.
Еще до прибытия в верховья Северного Донца алан в этих местах обитали болгарские племена савир. Они появились здесь в 1-й половине VIII в., когда ушли из Прикаспия в результате неоднократных нападений арабов, пытавшихся завоевать Северный Кавказ. Около середины IX в. сюда переселились венгры из Волго-Камья и вытеснили булгаро-савир. Одна часть из них передвинулась к черниговским северянам, а другая ушла к своим соплеменникам на Среднюю Волгу. Вполне обоснованно можно предположить, что в верховья Северного Донца были переселены не те аланы (осетины), которые обитали в труднодоступных горных районах Кавказа, а кочевая часть их из Предкавказья, уже находившиеся к этому времени в поле действия булгарской этноноосферы. Отражением данного обстоятельства является тюркский язык, на котором говорили переселенные на границы каганата аланы[xii]. В верховьях Дона ко времени падения Хазарского каганата никаких групп алан уже не было. Часть из них, видимо, вернулась к своим сородичам на Кавказ, а другая часть, тесно связанная с булгарами, ассимилировалась ими, поэтому нет никакого смысла говорить об алано-булгарах, а есть все основания утверждать, что к концу X в. в бассейне реки Дон с Северным Донцом жили только булгары, которых русские летописцы называли ясами, а арабо-персидские авторы в последующие века именовали асами.
Для утверждения, что в верховьях Дона, начиная со 2-й половины VIII в. до XII в. включительно, жили аланы, которые затем были ассимилированы русскими, используются археологические данные, в частности типы погребений (катакомбные или ямные), а также антропологические измерения черепов (длинноголовые или круглоголовые). Схематично это выглядит так: если тип погребения катакомбный, а черепа длинноголовые, то такие захоронения относят к аланам; если же тип погребения ямный, а черепа круглоголовые, то такие захоронения считаются оставленными булгарами. Археологи отмечают, что помимо катакомб, в могильниках встречаются и обычные ямные захоронения[xiii]. Но только ли для алан характерно катакомбное погребение умерших? Разве оно не было присуще булгарам? “В Салтовском могильнике, — пишет А.П.Смирнов, — господствует другой обряд погребения в катакомбах, генетически восходящий к подобным сарматским могилам. Он также является характерным для болгар Поволжья. Ибн-Фадлан, автор начала X в., оставивший интересное описание обычаев волжских болгар, отмечает наличие у них погребений в катакомбах”[xiv]. Далее А.П.Смирнов приводит следующий отрывок из записок Ибн-Фадлана: “И если умрет мусульманин у них, и вот (имеется) женщина из хорезмийцев, то его обмывают омовением мусульман. Потом везут его на повозке… пока не прибудут с ним к месту, в котором его похоронят. Когда же он прибудет туда, они возьмут его с повозки и положат на землю. Потом очертя вокруг него линию и откладут его в сторону. Потом они выкопают внутри этой линии его могилу, сделают для него боковую пещеру и погребут его. Подобно этому и они (жители этой страны) поступают со своими мертвыми”[xv]. Поэтому нельзя с точностью сказать, что катакомбные погребения оставили только аланы, а что касается длинноголовости, то этот признак среди булгар не редкость.
“Переселяя алан, — пишет А.В. Гадло, — хазары одновременно ослабляли Аланское объединение и создавали на северо-западе своего государства пограничный заслон, который прикрывал междуречье Северного Донца и Дона, ставшее в VII в. областью интенсивного оседания вытесненных самими хазарами из степей Предкавказья булгарских родоплеменных групп”[xvi]. В силу многочисленности булгар в Подонье та часть алан, которые не являлись тюрками, обулгаризовалась. Булгары многое заимствовали от своих соседей, что и отмечают археологи. Аланы-нетюрки, ассимилированные булгарами, перестали в основной своей массе отличаться от них уже в VII в. Они попали в этноноосферу булгар, переняли их язык, верования, хотя и сохранили из прошлого катакомбный тип захоронения. Те аланы-нетюрки, которые решили сохранить свою самостоятельность, ушли к родственным народам. Булгар, живущих в пространстве от Кавказа до верховьев Дона, русские летописцы называли ясами, а окружающие их народы, в том числе и осетины, асами. “Общие язык и письменность, — пишет С.А.Плетнева, — были еще двумя факторами, которые объединяли на огромной территории жителей каганата в единое целое, воспринимаемое так и их соседями, и ими самими, и всеми странами и государствами, с которыми они сталкивались в походах, на торговых путях, в дипломатических поездках. Этим единым целым было хазарское государство, население которого, несмотря на разноэтничность, называлось, видимо, хазарами”[xvii]. Когда в конце X в. Хазарский каганат распался и часть хазар из Нижней Волги стала переселятся в бассейн реки Дон, где уже обитали их родственники булгары, то это дало еще большее основание называть кавказо-донских булгар ясами (асами), дабы отличить их от волжских и дунайских булгар.
Глубокие традиции русской исторической науки, даже те, которые были созданы ошибочно, несмотря на факты, отраженные во многих источниках, не дают возможности современным авторам отказаться от отождествления алан и ясов (асов) и видеть в ясах (асах) булгар, которые заселили после распада Великой Болгарии весь бассейн реки Дон с Северным Донцом. А что касается влияния алан на ясов в культурном отношении, и наоборот, в этом не может быть сомнения. Взаимовлияние этносов шло и идет постоянно. Заселение бассейна реки Дон с Северным Донцом булгарами-ясами доказывается и следующим обстоятельством. Даже в начале XV в. во всем этом обширном регионе не было ни одного русского города. Не было их и восточнее линии Нижний Новгород — Городец Мещерский и Шилов на Оке, в чем легко убедиться, посмотрев карту 8 “Русские города в начале XV в. по “Списку русских городов” в книге: Тихомиров М.Н. Русское летописание. -М.: Наука, 1979.
С.А.Плетнева пишет: “В настоящее время не вызывает особых возражений и разделение салтово-маяцкой культуры на несколько локально этнических вариантов./ Мы уже говорили, что И.И.Ляпушкин разделил салтово-маяцкую культуру бассейна Дона на два варианта. Лесостепной вариант верховий Дона, Оскола, Северного Донца он считал аланским, а степной, к которому относился и Саркел, — болгарским. Именно эти два народа и были создателями салтово-маяцкой культуры — культуры Хазарии. Поэтому всюду, где исторически зафиксированы эти народы в VIII-X вв., известна и салтово-маяцкая или очень близкая к ней культура. Таковы земли северокавказских предгорий (Алания), Крым, Волжская и Дунайская Болгарии. Так ареал салтово-маяцкой культуры необычайно расширяется, от Камы до Кавказа, от Белой до Дуная. Вырастает и число вариантов этой культуры./ Помимо двух выделенных И.И. Ляпушкиным и распространенных только на территории Подонья, мы знаем теперь еще четыре варианта, относящихся к салтово-маяцкому кругу памятников: приазовский, крымский, нижневолжский и дагестанский. Кроме того, через салтово-маяцкий этап в культуре прошли северокавказские аланы, дунайские и волжские болгары, а значит на том этапе их культуру можно также в какой-то степени считать вариантами салтово-маяцкой”[xviii]. В данных выводах С.А.Плетневой можно согласиться со всеми положениями, кроме двойственности салтово-маяцкой культуры. В результате примешивания к булгарам алан получается путаница, которую историки и археологи, придерживающиеся идеи двойственности салтово-маяцкой культуры не в состоянии преодолеть, или для избежания которой вынуждены выдвигать гипотезы, противоречащие историческим фактам (о них будет сказано ниже). Исторические факты и логическое мышление говорит о том, что на указываемой территории не было никаких алан или алано-булгар, а были булгары, которые вобрали в себя другие тюркские и нетюркские этнические группы. Во всем этом пространстве действовала одна доминирующая этноноосфера — этноноосфера булгар.
“М.И.Артамонов, — пишет А.В.Гадло,- высказал предположение, что страна Асия, по свидетельству Кембриджского документа, выступившая в начале X в. против хазар, соответствует области расселения алано-овсов в верховьях Дона и Северного Донца. Отождествление асиев Кембриджского документа с какой-либо группой алано-овсского объединения племен Северного Кавказа до X в., до того времени, когда исчезла салтово-маяцкая культура в Подонье, представляется малоубедительным, поскольку аланы-овсы всего региона в данном источнике обозначены восходящим к византийской и арабской официальной этнополитической номенклатуре наименованием Алан”[xix]. Мнимое противоречие Кембриджского документа исчезнет и содержащаяся в нем информация будет соответствовать действительности, если признать, что в Верховьях Дона и Северного Донца жили не аланы-овсы, а булгары-ясы (асы). Асы — донские булгары вполне могли воевать против Хазарского каганата на стороне своих собратьев волжских булгар. В данном случае Асия к Алании не имеет никакого отношения. Дело в том, что асы (ясы) и овсы (оссы) не одно и то же, они разные этносы: асы (ясы) — булгары, а овсы (оссы) — аланы или (как позднее их стали называть) осетины. То обстоятельство, что в рассматриваемом районе жили булгары, подтверждают и археологи. “Таким образом, — пишет С.А.Плетнева, — территорию распространения болгар нельзя ограничивать только степной полосой; по-видимому, они постоянно в большом количестве селились в плодородных долинах лесостепного Подонья”[xx]. Именно население бассейна Дона русские летописцы называют ясами. Еще определенней по этому вопросу высказался венгерский ученый Ерней, который писал, что в Венгрии переселившихся к ним во 2-й половине X в. булгар называли ясами[xxi].
Недалеко от правого берега реки Прут в Румынии на границе с Молдавией находится город Яссы. На этой территории некогда обитали болгары. В.Н.Татищев отмечает: “Ясы, …, у древних даки, ясы и гети в Молдавии”[xxii]. В другом месте своей “Истории” он пишет: “Ясы, в Молдавии с косогами,…, но другие упоминаются на Дону”[xxiii]. “Ясы” и “касоги” были названиями тюрко-болгарских племен, живущих от Кубани на Северном Кавказе до Днестра на северо-западном Причерноморье. Их же впоследствии именовали черкасами. Связь между болгарами и городом Яссы несомненна, если вспомнить, что венгры называли болгар ясами. Так же их называли, видимо, и другие народы данного региона. О пребывании здесь болгар пишет В.В.Мавродин: “На юге распространения салтовской культуры жили болгары. Типичным их памятником являются Зливки. Здесь, в частности, в междуречье Прута и Днестра, жили “черные болгары” “Повести временных лет”. Это были те тюрки, с которыми, как и с аварами, славяне столкнулись еще на заре своей письменной истории. Видимо, и древнейшие тюркские заимствования в языке восточных славян связаны с болгарами”[xxiv]. Там же, касаясь этой же проблемы, но только относительно другого региона, В.В. Мавродин отмечает: “В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ирано-язычное население. Это были аланы — “ясы” русских летописей, потомки сарматов, потомки салтово-маяцкой культуры земледельцев и скотоводов, к тому времени сильно тюркизированные болгарами”[xxv]. Только не понятно, почему аланы, живя в непосредственном соседстве с русскими, сначала были “сильно тюркизированы болгарами”, а затем уже ассимилированы славянами, когда славянизация алан могла произойти непосредственно без промежуточной тюркизации. Данный пример говорит о силе историко-научной традиции, которая требует во что бы то ни стало “сохранить” на указанной территории алан, которые якобы носили название ясов, а иначе ведь придется признать, что ясы были булгарами. По этому поводу Л.Н.Гумилев без обиняков пишет: “Неправильно считать славянской рекой Дон IX в. На верхнем Дону в это время обитали “чики” — этнос отнюдь не славянский, позднее слившийся с хоперскими казаками, а между Донцом и славянским Днепром жили савиры (одно из булгарских племен — Р.Б.), до XVII в. выделявшие себя из числа русских”[xxvi].
А.В. Гадло пишет, что грузинские источники на “Северном склоне Большого Кавказа знают одну политическую общность — Овсети: а термин Алания, упоминаемой в них только однажды, применяется в них как синоним этого наименования”[xxvii]. Ссылаясь на исследования В.А.Кузнецова, Ю.С.Гаглоева, Т.М.Минаевой, он отмечает, что “этнонимы ас/овс и алан, по крайней мере с VII и до XV в., живут в этнонимике Северного Кавказа параллельно”[xxviii]. Авторы утверждают, что асы, овсы, аланы — названия одного и того же этноса. Удивительно, что они не принимают во внимание исторически установленный факт проживания в эти века на западных границах Алании предков современных балкарцев и карачаевцев, т.е. булгар, которых аланы-осетины до сего дня называют асами (ясами). И когда В.Г.Пашуто и А.В.Гадло пишут, что русские князья в VII в. искали пути на Кавказ “в обход Тмуторокани и Страны касогов — через земли ясов (Алания) и обезов (Абхазия)”, они совершенно упускают из виду, что с Абхазией непосредственно граничила не Алания, а южная часть Асии, не аланы были соседями абхазцев, а асы (ясы), т.е. булгары — предки балкарцев и карачаевцев.
Вопреки своему утверждению, что на черниговских землях жили тюркизированные болгарами аланы, В.В.Мавродин чуть ниже пишет: “Часть болгар оттеснили на север лесостепи позднейшие пришельцы — венгры и печенеги. Потомками этих древних тюрок-болгар следует считать черниговских “былей” “Слова о полку Игореве”: шельбиров, ольберов, ревугов, татранов. … Это — именитое черниговское боярство, давно обрусевшая знать, тюркское происхождение которых было основательно позабыто ко временам Игоря Святославовича. Сам термин быль уводит нас в Дунайскую Болгарию, где он был заимствован славянами у тюрок-болгар, и в Орхоно-Енисейский край, где в древних тюркских надписях он выступает в значении сановник”[xxix]. Принятие христианства булгарами-ясами в восточных районах черниговской земли привело их в поле действия этноноосферы русских, что, в конце концов, способствовало их окончательному обрусению. Язык и вера отцов — вот два фактора, которые привязывают человека к данной этноноосфере. Если они потеряны, то разрывается связь с этноноосферой этноса, которому принадлежат утерянные язык и вера. Но человек не может жить вне этноноосферы, — если он освобождается от одной, то попадает под влияние другой. В этом заключается суть ассимиляции одних народов другими.
Не говорит ли следующий исторический факт о том, что аланы и асы были разными этносами. “924 г. Византия, — пишет Л.Н.Гумилев,- подняла против иудео-хазар: асиев (асов), турку (гузов), пайнилов (печенегов), но они были разбиты царем Вениамином при помощи алан”[xxx]. Византия подняла против Хазарского каганата тюркские племена: асов и печенегов, которые были враждебны хазарам, но последние с помощью алан разбили их. Необходимо подчеркнуть, как видно из изложенного, асы-тюрки вместе с родственными им племенами были разбиты хазарами в союзе с аланами-овсами. Данное обстоятельство является частным подтверждением того, что асы (ясы) и аланы (овсы) были разными народами и занимали разные земли. Но, возможно союзниками хазар были аланы, проживавшие в Итиле. С.А.Плетнева, ссылаясь на Бируни (973-ок.1050), пишет, что “языком алан, живших в Итиле было смешанное хорезмийско-печенежское наречие. Следовательно даже ирано-язычные аланы восприняли уже тюркский язык основного тюрко-язычного населения каганата — болгар и хазар, относящийся, как это установлено советскими тюркологами, к болгаро-печенежской группе тюркских языков”[xxxi]. Видимо, все же под асами, выступившими совместно с гузами и печенегами против, как пишет Л.Н. Гумилев, “иудео-хазар” надо подразумевать волжских булгар, ибо именно эти три народа в начале X в. были соседями по левобережью Волги и сражение могло произойти где-то в междуречье Волги и Урала.
Русь и ясы. Для того, чтобы определить пространство действия этноноосферы булгар, очень важно знать, какие земли они занимали, кроме уже известных нам, какие еще названия носили у окружающих народов, кроме самоназвания. А называли ли русские булгарские племена, живущие на Кавказе и на Дону с Северным Донцом как-то иначе? Может быть первоначально, когда русские впервые столкнулись с волжско-камскими булгарами, они им дали свое русское название? Возможно сначала они не различали волжских и донских булгар и называли их одним именем, а с течением времени вследствие оживления связей стали различать? Ведь пишет же С.М. Шпилевский: “Первоначальная летопись говорит под 965 г. о походе Святослава на Козар: “Иде Святослав на Козаре. Слышавше же Козаре, изыдоша противу с князем, и с ступишася бити; и бывши брани межи ими одоле Святослав Козарам и город их Белувежю взя. И ясы победи и Косогы”./ Ориенталисты этот поход Святослава против Хазар, Ясов, и Косогов отождествляют с походом этого князя на Волгу, против Хазар, Булгар и Буртас, о котором свидетельствует Ибн-Хаукаль”[xxxii]. Следовательно, можно предположить, что русские первоначально называли булгар, как волжских, так и донских, точнее всех остальных булгар, кроме дунайских, ясами. Затем, после похода Владимира в 985 г. на Волжскую Булгарию, из общей массы ясов стали выделять волжских булгар по названию их столицы города Булгар.
Откуда же возникло название этноса ясы (асы)? Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: “Кто вы такие?” На что первые отвечали: “Без ас кешелэре”, т.е. “Мы низовские люди”. Поэтому булгарское слово “ас” русские точно перевели на свой язык: “низовские”. Отсюда и летописные асы (ясы). А так как низовские и средневолжские булгары в глазах русских были одним и тем же народом, что соответствовало действительности, то они иногда называли асами (ясами) и жителей Волжской Булгарии. В подтверждение сказанного сошлемся на Н.М.Карамзина, который, ссылаясь на русские летописи, отмечал: “В харатейных списках: “Иде Володимер на Болгары в лодьях”, но во многих других прибавлено: “Низовские Болгары”. В Воскресен. и некоторых именно сказано: “Болгары, иже по Волге”. В Степен. Книге (I, стр.92); “и нижние болгары Волжские и Камские покори под ся”. Обстоятельство, что Добрыня с любопытством осматривал одежду пленников, свидетельствует, что Россияне еще не знали сих Болгаров; но Дунайские были уже им давно известны. Увидим после, что Россияне обыкновенно ходили Волгою к Низовским Болгарам”[xxxiii]. И далее: “Никон. Лет. говорит, что Владимир в 990 году послал Македонского Философа Марка обращать Низовских или Казанских Болгаров в Христианскую Веру; что четыре Князя их крестились в Киеве;…”[xxxiv]. В примечаниях Н.М.Карамзина речь идет о низовских булгарах, т.е. асах (ясах), каковым именем назывались также и волжские булгары, как это видно из изложенного.
В примечании 29 к т.II, гл.II своей “Истории” Н.М.Карамзин писал: “Никон. Лет. говорит: “В лето 6537 (1029 г. — Р.Б.) Ярослав ходи на Ясы и взят их … Слова: взят их, дали мысль Татищеву написать, что Ясы переведены Великим Князем на берега Рси или Роси”[xxxv]. Эти сведения дали А.В.Гадло повод написать следующее: “Новое русское продвижение в Предкавказье может быть связано с упомянутым в Никоновской летописи и подтверждаемым материалами В.Н.Татищева походом Ярослава на ясов. Согласно версии Татищева, Ярослав не только победил ясов (алан), но и привел в Поднепровье ясский полон, который расселил к югу от Киева по Роси… Полагать, что поход Ярослава против ясов не затронул территорию Кавказа, а ограничился районом Подонья, как думают некоторые исследователи, можно было до тех пор, пока не были археологически исследованы на Среднем и Нижнем Дону памятники салтово-маяцкой культуры. Сегодня хорошо известно, что никаких этнических групп, носителей этой культуры, в X-XI вв. в области ее распространения уже не существовало”[xxxvi]. Возможно, правы летопись и В.Н.Татищев. Дело в том, что Ярослав на Предкавказье походом не ходил, он ограничился Доном и пленил не ясов-алан, ибо ясы не были аланами (осетинами), а ясов-булгар, что видно из следующих слов В.Н.Татищева: “Торки и торпеи, поросяне и порошане, берендеи, иногда казарами их имяновали,…; жили по разным городам, поселены по реке Роси, град их знатен был Торческ, ныне Карсунь, другий Белая Церковь, Константин Порфирогенет имянует турки”[xxxvii]. Ни одна древняя русская летопись не переводит название ясы как аланы (осетины), что делают позднейшие и современные историки и не называет в числе поселенный по реке Роси под Киевом алан (осетин). Еще раз сошлемся на В.Н. Татищева, который пишет: “Берендеи, берендичи, торки и чернии клобуки по Роси жили и свои грады имели, … Иногда торки имянованы. Сии населенные из козаров, печенегов и торков”[xxxviii]. Русские летописи, а вслед за ними и Татищев одни и те же булгарские племена, смешанные к X-XI вв. со своими родственниками печенегами и гузами называли по-разному — по их племенным самоназваниям (берендеи) или по каким либо отличительным чертам (черные клобуки), но на Дону они долго оставались под названием ясы.
В 1116 г. киевский князь Владимир Мономах послал на Дон с дружиной своего сына Ярополка. Н.М.Карамзин об этом пишет так: “Третий сын Мономахов, Ярополк, воевал в окрестностях Дона; взял три города в области половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров; пленил множество ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на коей он женился”[xxxix]. А.В. Гадло и здесь не согласен с летописанием и сообщением Н.М.Карамзина: “Полагать, что в 1116 г. на Дону (т.е. на Северном Донце),- пишет он в примечании, — были ясские/аланские поселения, на наш взгляд, нет оснований, во всяком случае, их существование археологически никак не засвидетельствовано”[xl]. Отождествление ясов с овсами (т.е. осетинами), кажется, не правомерно, тем более, что в летописях речь идет о ясах, а не об овсах. В то время на Дону были ясские, т.е. булгарские поселения, но не было овсских, т.е. аланских. Если принять, что ясы — это булгары, а овсы — аланы (осетины), которых в то время уже не было на Дону, тогда все становится на свои места. Летописец, а вслед за ним и Н.М.Карамзин, правы и не нужно их исправлять. И опять же Ярополк привел с собой на Русь ясов, но там они выступают под другими именами: торки, печенеги, хазары, черные клобуки, берендеи. Вполне возможно, что киевляне черными клобуками называли черных булгар. Известно, что у черных булгар доминирующим цветом был черный. В походы они выступали под черным знаменем. У казанских татар — потомков волжских булгар до сегодняшнего дня национальным головным убором является черная тюбетейка (черный клобук).
Арабо-персидские авторы никогда не отождествляли ясов (асов) с аланами. В частности ал-Гарнати, рассказывая об дербентском эмире, отмечает, что “он говорил на разных языках, таких как: лакзанский, и табаланский, и филанский, и закаланский, и хайдакский, и гумикский, и сарирский, и аланский, и асский, и зарихкаранский, и тюркский, и арабский, и персидский”[xli]. В своем “ Историческом комментарии” О.Г.Большаков и А.Л.Монгайт пишут: “На первый взгляд вызывает недоумение то, что ал-Гарнати наряду с аланским называет асский язык. Средневековые путешественники отождествляли алан с асами. Плано Карпини, Рубрук, Иосиф Барбаро знают о народе алан, которых именуют также “аас” или “ас”. Грузины называли алан “осами” или “овсами”, а русские — “яссами”. Однако весьма вероятно, что все же асы и аланы представляли разные племена”[xlii]. Но верная догадка тут же отступает перед научной традицией и авторы заканчивают свою мысль словами: “Вероятно, даже в XII в. асы еще не были полностью поглощены аланами, и, возможно, диалектные различия иранского и других диалектов осетинского языка отражают эти древние факты”[xliii]. Но полагаться в этом вопросе на западноевропейских путешественников не следует. В западной Европе в средние века отождествляли и русских с татарами и на своих картах исконно русские области обозначали словом “Тартария”, но мы же не можем на этом основании говорить, что русские и есть татары. Все же арабо-персидские авторы этническую ситуацию на Кавказе знали лучше и им в этом вопросе можно довериться, а для них асы и аланы были разными народами.
Историки, описывающие этнические процессы в южной части Восточной Европы после X в. совершенно забывают, что после распада Великой Болгарии булгарские племена занимали обширные территории от Нижней Волги до Днестра и от Северного Кавказа до верхов Дона с Северским Донцом. Кроме того, булгары имели два государственных образования — Волжскую Булгарию и Дунайскую Болгарию. Весь этот булгарский мир до VIII в. составлял единую этноноосферу, которая стала распадаться после принятия волжскими булгарами ислама, а дунайскими — православия. Таким образом, возникло два центра притяжения для булгар, живущих вне этих двух государственных образований, между которыми находилась православная Киевская Русь. Черные или внутренние булгары, живущие на Северным Причерноморье, попали под этноноосферное влияние православных Дунайской Болгарии и Киевской Руси, где их стали называть черными клобуками, берендеями, хазарами, торками, а впоследствии черкасами. Булгары, живущие на территории от верховьев Дона до Северного Кавказа, оказались под влиянием этноноосферы родственных им волжских булгар-мусульман и принявших православие русских. Окружающие народы называли их ясами (асами), а к аланам (овсам, осетинам) они имели лишь то отношение, что на Северном Кавказе были их близкими соседями. Поэтому о поглощении ясов (асов) аланами[xliv] не может быть и речи, ибо потомки асов (ясов) балкарцы и карачаевцы живут на Кавказе и в наше время. Донские же булгары впоследствии приняли православие, за исключением небольшой части, и обрусели. Они стали ядром донских казаков.
Нельзя отрицать, что какая-то часть ясов на Кавказе была ассимилирована аланами — это всегда происходит, когда этносы входят в контакт, но обратный процесс поглощения ясами (асами) алан протекал не в меньшей степени. А.В.Гадло, анализируя в “Географии Грузии” Вахушти сведения об осетинах (овсах), приводит из указанного сочинения слова, что ущельем реки Баксан Басиани владели цари овсов. “Таким образом, — делает вывод А.В.Гадло, — Вахушти сохранил наименование страны, которое она носила до заселения ее предками современных балкарцев. Из его повествования очевидно, что басиани — одно из подразделений овсов (осов) и что они представляли ирано-язычную общность, в дальнейшем, вероятно, частично влившуюся в диагорскую часть осетинского этноса и частично ассимилированную тюрко-язычными предками балкарцев”[xlv]. Предки балкарцев и карачаевцев ясы были народом сильным и могущественным. Однако их рассеянность на огромных пространствах от Кавказа до верховьев Дона и снижение пассионарности не способствовали их консолидации. Та часть ясов, которая осталась на Кавказе, в дальнейшем оказалась в изоляции от основной массы донских ясов-булгар, но они сохранили свое этническое лицо, в то время как многие из живущих в степной и лесостепной части растворились со временем среди печенегов, половцев, украинцев, русских или ушли к своим единоплеменникам на Волгу и Дунай. Не ассимилированная последними часть ясов-булгар еще долго пребывала на Дону под именем черкас, пока не превратилась в русских казаков. Это обстоятельство подтверждает и то обстоятельство, что слово «черкасы» переводится с древнетюркского на русский язык как «воины-асы».
Этническая ситуация среди тюркских народов Восточной Европы в X-XIII вв. была очень сложной. В источниках того времени мы можем встретить самые неожиданные этнонимы, принадлежащие одному и тому же этносу, или одни и те же этнонимы, которые охватывали собой по несколько этносов. Арабский историк и путешественник Масуди (X в.) отмечал, что хазары — те же самые савиры[xlvi]. Но в то же время, как пишет А.В.Гадло, опираясь на исследования Н.Г.Волковой: “Представляется весьма существенным, что в этнонимике сванов тюрко-язычные карачаевцы и балкарцы носят наименование савиар (мн.число) — мусав (ед.число), т.е. по существу именуются древним этнонимом савиров”[xlvii]. По сути дела этот пример показывает, что те или иные подразделения булгарского этноса в средние века в глазах окружающих народов выступали под различными наименованиями: булгары, хазары, савиры, ясы(асы) и т.д. Русские же летописи именовали их: булгары, ясы, хазары, берендеи, черные клобуки, иногда смешивая их с торками и печенегами. Во всех случаях под этими названиями выступал один и тот же булгарский этнос в то время еще с не распавшейся окончательно этноноосферой. По крайней мере, булгары еще хорошо помнили свое происхождение и свою принадлежность, которая в дальнейшем в результате распада единой этноноосферы и вхождения их под влияние этноноосферы других этносов была утеряна окончательно.
Судьба ясов (асов) во многом была связана с Русью. Летописцы XII — первой трети XIII вв. постоянно пишут о ясах. Так, например, Тверская летопись сообщает, что женой князя Андрея Боголюбского была камская булгарка[xlviii]. Об этом же пишет В.О.Ключевский: “Андрей казнил брата своей первой жены, одного из знатных слуг своего двора, Кучковича. Брат казненного с другими придворными составил заговор, от которого и погиб Андрей в 1174… В заговоре против него участвовала даже его вторая жена, родом из камской Болгарии, мстившая ему за зло, какое причинил Андрей ее родине”[xlix]. А.Нечволодов также отмечает: “Он был убит в ночь после праздника св. Петра и Павла, 29 июня 1174 года, у себя в Боголюбове. По рассказу летописца, это было дело рук бояр Кучковичей, родственников его первой жены, дочери казненного Юрием Долгоруким боярина Кучки, первоначального владельца Москвы, и второй жены Андрея, Болгарки родом, которая не могла ему простить славных побед над своим племенем”[l].
Другие же летописи сообщают, что Андрей Боголюбский был женат на ясыне или ясской княжне. Позднейшие русские историки, особенно советского периода, добавляют в скобках к слову “ясыня” (осетинка) или “ясская” (осетинская) княжна. В своей книге “Древняя Русь: События и люди”, адресованной широкому кругу читателей, О.В.Творогов пишет: “Среди заговорщиков была, как свидетельствуют некоторые данные, вторая жена Андрея — осетинка, и, может быть, не случайно всесильный ключник-осетин Анбал тоже был участником и исполнителем заговора”[li]. Что касается перевода слова “ясская” словом “осетинская” ничего удивительного нет — древние историки не оставили нам разъяснений в отношении названия “ясы”. Начиная со времени Н.М.Карамзина, некоторые ученые думали, что ясы — это осетины, каковая традиция продолжается до сего дня. В том, что одни летописцы жену Андрея Боголюбского называют булгаркой, а другие — ясыней, противоречия нет. Ясы — это одно из названий булгар. Хотя в то время булгары и ощущали свое единство, они еще носили и свои местные наименования: нократ (серебряные булгары), сабокуляне, челматы, ясы и так далее. Ключник Анбал, видимо, прибыл в Русь к Андрею вместе с его женой — булгаркой как слуга или приближенный. Имя Анбал было довольно распространенным среди булгар[lii].
Во времена Андрея Боголюбского и его брата Всеволода Большое Гнездо в окружении великих князей Владимирских прочное место занимали ясы-булгары. Всеволод, как и его брат Андрей был женат на булгарке. “Всеволод Большое Гнездо, в супружестве с блаженной Ясыней Марией”, — пишет А.Нечволодов[liii]. От этого брака родился Ярослав — отец Александра Невского. Н.М.Карамзин в примечании приводит следующие сведения из Киевской летописи: “В лето 6690 (1182 года — Р.Б.) Святослав Всеволодович ожени два сына, за Глеба поя Рюриковну, а Мьстислава Ясыню из Володимеря Суждальскаго, Всеволжю свесть; бысть же брак велик”[liv]. В тексте же своей “Истории” Н.М.Карамзин так комментирует летописное сообщение: “Он (Всеволод Большое Гнездо — Р.Б.) немедленно возвратил свободу пленным жителям Торжка, и свояк его, Ярослав Владимирович, внук Мстислава Великого, приехал из Суздаля княжить в Новгород. …Достигнув таким образом цели своей — то есть, присоеденив область Новгородскую ко владениям Мономахова Дому — Всеволод с честью отпустил Глеба Святославича к отцу, не мешая последнему господствовать в Киеве, и возобновив стару с ним дружбу, выдал своячину, Княжну Ясскую, за его меньшего сына; а Глеб Святославич женился на дочери Рюриковой”[lv]. Таким образом, во времена правления Всеволода Большое Гнездо три русских князя, включая его самого, были женаты на ясынях-булгарках. Волжская Булгария была в XI — первой трети XIII вв. единственным государством на востоке, с которым Владимиро-Суздальская Русь имела общие границы, как и Булгария — на западе Русь. Поэтому оба государства придавали большое значение укреплению дипломатических и торговых отношений, что не редко выражалось в браках, заключаемых между царствующими домами.
Некоторые историки не учитывают того обстоятельства, что булгары жили не только на Средней и Нижней Волге, но и в непосредственной близости к Владимиро-Суздальской Руси на юго-западных и южных границах Рязанского княжества. Неприятие данного факта приводит их к недоверию сообщениям первых русских историков, которые использовали источники, в последующие годы утерянные или исправленные в соответствии с исторической и политической обстановкой более поздних времен. Р.Г.Фахрутдинов пишет: “У В.Н.Татищева содержится сообщение о походе булгар на Рязанскую землю в 1209 году: “Болгары, пришед на Рязаньскую область, делали разорение. Всеволод велел рязанскому тысяцкому Матфею Андреевичу, собрав войска сколько можно, идти на них. Он же, немедля собрався, догнал их в Кадоме, и был между ними жестокий бой. И едва болгар победили, то тысяцкий рязанский сам убит”./ Краткое сообщение о гибели в Кадоме рязанского тысяцкого Матфея Андреевича имеется и в Никоновской летописи, но без упоминания о битве с булгарами. С.М.Шпилевский, ссылаясь на Д.И.Иловайского, который в своей работе “История Рязанского Княжества” (М.,1858) указывал ряд случаев убийства рязанских тысяцких (например, в 1135 году в Рязани, в 1155 году в Белгороде), показывающих обычную борьбу за власть при обособлении Рязанского княжества, считает, что убийство тысяцкого в 1209 году не имеет никакого отношения к булгарам. Автор считает этот поход мнимым. В русских летописях сообщения о походе булгар на Рязань не обнаружено. Видимо, не действительно и другое сообщение В.Н.Татищева о том, что великий князь Всеволод в 1210 г. послал на булгар “воеводу Козьму Раджича с войском зимой. Он же, шед, мало вреда им учиня, возвратился”. Дело в том, что Раджич в действительности был послан великим князем не на булгарскую землю, а на Рязанскую. Об этом имеются сведения в Лаврентьевской, Воскресенской и Никоновской летописях”[lvi].
И все же Татищев, видимо, был прав. Походы, организованные Всеволодом Большое Гнездо в 1209 и 1210 гг., состоялись, но не против волжских булгар, а против донских булгар-ясов, которые обитали на южных границах Рязанского княжества и имели свои города, Кадом был одним из них. Войска шли через Рязанскую область, поэтому летописцы и указали это направление. В более ранних летописях, которыми пользовался В.Н.Татищев, видимо, и было написано, что войска пошли на булгар, но в последующие века монахи-переписчики опустили этот факт, указав лишь Рязанские земли, потому что к тому времени действительно там булгар уже не было — они обрусели, а оставшиеся назывались татарами. Донские булгары-ясы в непосредственной близости к Руси основали немало городов. В.Н.Татищев их перечисляет: “Месчора (Мещерский городок, затем Касимов — Р.Б.), Елатьма, Кадом, Шатск и Елец, Темников, Ломов, Козлов, Тамбов, митимдюди, болгары, …”[lvii]. Современное расположение их следующее: Касимов, Елатьма, Кадом и Шатск — восток Рязанской области.; Елец — запад Липецкой области; Темников — северо-запад Мордовии; Ломов — Пензенская область, недалеко от реки Мокши; Тамбов — центр одноименной области. Сообщения В.Н.Татищева о булгарах по соседству с Рязанью подтверждают и современные исследователи. “В составе населения Рязанской земли, — пишет Ю.А.Кизилов, — значительную долю населения составляли алано-булгары (приставка “алано” — дань традиции — Р.Б.), мурома, мещера и мордва”[lviii].
Многие века шли сложные этнические процессы смешения славяно-русских и тюрко-булгар сначала на границах Киевской, а затем Владимирской Руси. Данное обстоятельство нашло отражение как в русских летописях, так и в трудах первых русских историков. Мы уже видели, что переселенные под Киев и Чернигов “булгары-ясы” превращались в торков, берендеев, черных клобуков. “Тюрки иногда учтиво торпеи, — пишет В.Н.Татищев, — яко же берендеи и чернии клобуки, имянованы, и выше показано, что с половцы единородны были. …Сии тюрки частично сами поддався, частично пленением по русским разным градам поселены, яко в Переяславли, Тмутаракани и пр. упоминаются, но более по реке Роси свои собственные грады и князей имели под властию русскою. Главный град их Торческ, ныне Карсунь. Их историки разно именуют, яко торки, печенеги, козари, чернии клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были. По нашествии татар все сии имена угасли, знатно татара к себе приобсчили”[lix]. Вот эти-то торки потомки ясов-булгар, названные черкасами, были предками запорожских казаков, которых еще во времена Крымского ханства называли черкасами. Они уже были полностью под воздействием украинской этноноосферы, ибо, приняв православие, живя долгое время бок о бок с украинцами, они далеко отошли от своих истоков. По крови они были тюрки, но по менталитету принадлежали к украинской этноноосфере. Здесь мы видим пример того, что не по крови определяется национальность, вернее не всегда по крови, а по образу мышления и жизни, что находится в зависимости от этноноосферы данного народа.
Н.М.Карамзин также писал в примечании 437 к т. I, гл. IX: “Наши летописцы называли Торков и Берендеев Черкасами…”[lx]. В примечании 218 к т. II, гл. VII он же отмечает: “Где в одних летописях говорится о Торках, Берендеях и Печенегах, там в других названы только Черные Клобуки (…). Сие имя было для них общим и дано им, без сомнения, от черных шапок. …Сих же Черных Клобуков называли Черкасами (…)”[lxi]. В примечании 347 к т. II, гл. XII Карамзин приводит из Киевской летописи слова: “…Черные Клобуки — еще зовутся Черкасы”[lxii]. От них получили свои названия г. Черкасы на Украине и г. Новочеркасск в Ростовской области. Таким образом, ядро как запорожских, так и донских казаков составили черкасы — потомки черных булгар, а затем донских булгар-ясов. Потом к ним примкнули родственные им печенеги и половцы. Приняв православие, а в свою среду русских, перейдя на службу к русским князьям и царям, черкасы окончательно обрусели, т.е. сменили этноноосферу.
Ясы во времена монгольского господства. Много ценных сведений для понимания этнической ситуации в южных областях Восточной Европы дают арабо-персидские авторы времени монгольского нашествия 30-40-х гг. XIII в. Впервые народы Восточной Европы столкнулись с монголами (или татарами, как их называли на Руси) 1223 г., когда объединенное русско-половецкое войско потерпело от них поражение на реке Калке. В том же году войска монголов под предводительством полководца Субедея в районе Жигулей на Волге били разбиты волжскими булгарами. Со 2-ой половины 30-х гг. XIII в. начинается планомерное завоевание монголами Восточной Европы. Среди народов побежденных ими были и асы (ясы) — донские булгары и половцы (казаки).
Персидский автор, составитель “Сборника летописей”, Рашид-ад-дин (1247-1318) писал: “И благословенный взгляд каана (Угедея — Р.Б.) остановился на том, чтобы царевичи Бату, Менгу-каан и Гуюк-хан вместе с другими царевичами и многочисленным войском отправились в области кипчаков, русских , булар (поляков), маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевали;…”[lxiii]. Переводчик передает слово “булгар” как “поляков”. Но при чем тут поляки, когда первоочередной задачей монголов было завоевание земель кипчаков, русских, волжских булгар, буртасов, башкиров, асов (нижневолжских и донских булгар) и Крыма. Ниже мы увидим, что переводчики подчас путают этнонимы, подразумевая под ними совершенно другие народы, чем те, которые имели в виду сами арабо-персидские авторы.
“Когда Каан (Угедей), — отмечает Джувайни (1226-1283), — отправил Менгу-Каана, Бату и других царевичей для овладения пределами и областями Булгара, асов, Руси и племен кипчакских, аланских и других, (когда) все эти земли были очищены от смутьянов и все что уцелело от меча преклонило голову перед начертанием (высшего) повеления, то между кипчакскими негодяями нашелся один, по имени Бачман, который с несколькими кипчакскими удальцами успел спастись; к нему присоединилась группа беглецов”[lxiv]. Рашид-ад-дин пишет, что у Бачмана был союзник “Качир-укулэ из племени асов”. Джувайни различает асов и алан. Достойно внимания и то, что он перечисляет народы не как попало, а последовательно по расположению их рядом друг с другом: Булгар, асы (донские булгары), Русь, кипчаки, аланы.
Эйлани (1361-1451) сообщает: “Вторгнувшись в эти земли, они (монголы — Р.Б.) покорили жившие в них тюркские народы и племена Кипчакские, Аланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением”[lxv]. Автор асские племена не относит к аланским, к тюркским же народам причисляет булгар и башкир. А то, что племена черкесские и русские поставлены рядом говорит о том, что под “черкесами” Эйлани имеет в виду не современных черкесов, а черкас, т.е. потомков черных клобуков, берендеев, торков, булгар и половцев. Арабо-персидские географы и историки очень хорошо знали булгар и башкир еще со времен Ибн-Фадлана (X в.), поэтому было бы удивительным, если бы они не знали и не отметили в своих сочинениях завоевание монголами булгарских и башкирских земель, но разные авторы подчас по разному называют эти земли, что в то время было понятно каждому, а для нас их смысл уже потерян, но логическую реконструкцию наименования тех или иных народов с современной точки зрения все же возможно произвести.
Приведем два сообщения из сочинения Эломари (ал-Омари) (1-я половина XIV в.): 1)”В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много. Там много меду белого цвета (липовый мед — Р.Б.), приятного на вкус, лишенного остроты. …Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам”[lxvi]. 2)”У султана этого государства (Узбека — Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданые его, хотя у них и есть (свои) цари”[lxvii]. Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы — это черкасы, тюркские предки запорожских и донских казаков; русские и ясы — под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских. То, что ал-Омари маджар поместил между русскими и ясами (булгарами), может свидетельствовать следующее: маджары не кто иные, как буртасы, которые занимали земли к югу и западу от Жигулей. Автор говорит так же о кипчаках, которые в это время составляли основную и самую многочисленную часть монгольского войска.
У Рашид-ад-дина читаем: “(Менгу-каан) привел в покорность и подданство племена…, кипчаков,… и черкесов; предводителя кипчаков Бачмана, предводителя племен асов…”[lxviii]. Эннувейри (1279-1333) извещает: “Душихан (Джучи — Р.Б.), сын Чингисхана… Он завоевал еще, после смерти отца своего, страны Северные, присвоил себе господство над ними, погубил находившиеся там племена Тюркские да роды Кипчакские и другие роды, как-то: Аллан, Асов, Валахов, Черкесов, Русских и других обитателей Северных стран”[lxix]. Приведем еще одно свидетельство. Элькалькашанди (умер в 1419) пишет о землях, входящих в состав Золотой Орды, “т.е о Хорезме, Дешт-Кипчак, землях Хазарских, Крымских, Азакских (Азовских), Черкесских, Булгарских, Валахских, Асских и Русских”[lxx]. Анализ приведенных сообщений приводит нас к мысли, что если указанные здесь названия мы привяжем к современным, то можем ошибиться. Сгруппируем эти названия. Хазарские, Крымские, Азовские земли — это Нижняя Волга — Приазовье — Крым. Черкесские, Булгарские, Валахские: черкасы нижних Дона и Днепра, Дунайская Болгария и Румыния. Асские и Русские земли: донские и волжские булгары и русские.
Подтверждение, что асы (ясы) — это булгары, мы находим и в сообщении Ибн-Батута (1304-1377), который посетил город Сарай при хане Узбеке. “Город Сарай, -пишет он, — (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами…В нем 13 мечетей для соборной службы;…В нем (живут) разные народы, как-то Монголы — это (настоящие) жители страны и владыки (ея); некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их”[lxxi]. Необходимо отметить, что Ибн-Батута не упоминает татар, ибо татарами, на Западе и в Руси называли монголов, а затем и все тюркское население Золотой Орды. Для него в этом не было необходимости, потому что он каждый народ называет своим именем по отдельности. Черкесы здесь не “горные черкесы”, т.е. жители горного Кавказа, а черкасы, как сами себя и окружающие народы называли потомков донских и черноморских булгар-ясов (на Руси — берендеи и черные клобуки), смешанные со своими близкими родственниками гузами и печенегами. Асы — это булгары. Их также называли еще саксинами. Было бы удивительным, если бы издавна проживая на Нижней и Средней Волге, булгары не жили на своей исконной земле, на которой был основан Сарай-Берке, тем более, что этот город был основан на месте их разрушенного монголами города Саксина.
Рассмотрим с интересующей нас точки зрения повествование Рашид-ад-дина. “Когда же, — пишет он, — пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингиз-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они замирили и сделали покорными себе все государства населенной части мира, (состоящей) из Северного Китая и Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и урусов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, — короче говоря, все то, что простирается от востока на запад и с севера на юг”[lxxii]. В этом отрывке бросается в глаза попарное перечисление стран и народов по близости их расположения. Под словами “стран асов и урусов” необходимо иметь в виду все земли проживания булгар — волжских и донских, а также все русские княжества без исключения. Черкесы и Кипчаки: черкесы — это черкасы, тюркский народ, проживавший на землях, где в настоящее время расположены города Черкассы и Новочеркасск по соседству с кипчаками-половцами. Келары и башкиры: келары — это маджары или буртасы, которые обитали на Волге ниже камских булгар; земли кочевых башкир простирались к юго-западу от Урала и доходили до Волги, т.е. до буртас, которые обитали в основном на правом берегу Волги. Арабо-персидские авторы иногда именем келар называли вместе булгар и буртас. “Перед тем Чингиз-хан приказал Джучи, — пишет Рашид-ад-дин, — двинуться в поход на завоевание и покорить северные области, как-то: Келар, Башгирд, Урус, Черкас, Дешт-и-Кипчак и другие области тех краев,…”[lxxiii]. К названию “Келар” В.Г.Тизенгаузен дает варианты “Булгар”, “Пулар” из других списков “Летописей” Рашид-ад-дина.
Келарами переводчики Рашид-ад-дина иногда называют мадьяров, т.е. венгров. Но мадьярами, точнее маджарами, средневековые авторы называли и буртас. Приведем следующий отрывок из “Летописей” Рашид-ад-дина: “После него (Чингиз-хана) Угедей-каан, совместно со своим братом Тулуй-ханом, захватил полностью страну Хитай. Совместно с племянниками по брату они захватили области келаров, башкиров, булар, Дешт-и Кинчак, урусов (русских), черкесов и асов (осетин) до крайнего севера, а с южной стороны, до пределов Хабеша (Абиссинии)”[lxxiv]. Как мы уже выяснили выше, асы это не осетины, а булгары; черкесы — черкасы, потомки булгар-ясов (асов) и тюркские предки запорожских и донских казаков. Что касается “келаров”, то переводчик в примечании дает следующее разъяснение: “келар; Сокр.Сказ., &270 — кэрэл. В венгерском языке…(произносится как “кираль”) значит “король”. В биографии Субутая, помещенной в Юань-ши,…говорится, что он напал на… це-лянь (кэрэл) — владыку…ма-чжа-р (маджар), т.е. мадьяр. Можно предположить, что монгольские летописцы, а в след за ними и Рашид-ад-Дин, ошибочно приняли слово “кираль” за название страны”[lxxv]. Но это не совсем так. Монгольские летописцы и Рашид-ад-Дин не ошиблись. Келарами они называли как венгров (мадьяр), так и буртасов (маджар), поэтому данное слово (келар) имеет какое-то другое происхождение. В данном отрывке под словом “келар” речь идет о маджарах (буртасах). Все три народа — келары, башкиры, булгары — располагались по соседству, так же, как черкесы и асы, т.е. тюрки-черкасы и асы-булгары жили на Дону не только по соседству, но и на одних и тех же землях.
Надо отдать должное С.А.Плетневой, которая глубоко проникла в “тайну” асов (ясов). “Это, — пишет она, — дает некоторые основания считать, что под “асами” восточные авторы имели в виду отнюдь не кавказский народ, тем более что при перечислении их часто помещают вместе с Русью и Волжской Болгарией, а не с аланами. Видимо, эти асы — те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там — на “нейтральных” русско-половецких территориях, никогда, естественно, не принимая никакого участия во враждебных действиях против русских княжеств и потому ни разу после начала XII в. и не упомянутые летописью. Однако этнически и территориально это была вполне реальная общность, которую надо было брать силой, о чем были хорошо осведомлены завоеватели. Если эта гипотеза верна, то тогда естественна и связь бурчевича Бачмана с асским (ясским) князем , который жил не более чем на 200 км от кочевий приднепровского “эмира””[lxxvi]. Историческая наука в состоянии превратить данную гипотезу в объективную истину, но традиции в науке так же сильны, как и в жизни. Многие ученые, противореча имеющимся сведениям, упорно продолжают отождествлять асов (ясов) с аланами (осетинами), черкасов — с черкесами-адыге Кавказа, не желая вопреки историческим и географическим фактам, видеть в них ясов-булгар, которые ассимилировали остатки гузов, печенегов , а еще раньше хазар.
Попытки доказать одноэтничность алан и асов разнообразны. “В начале XIII в., — пишет А.В.Гадло, — Алания уже представляла собой двуединое государство, и в этом отношении исключительный интерес вызывает китайская карта 1331 г., основанная на монгольских свидетельствах эпохи завоевания Восточной Европы, где наряду с названиями Булгар, Саркес (т.е. черкес) и Киньча (т.е. Кыпчак) значится двойное Алань-Ас. (т.е. аланы-асы) . Именно на период борьбы с монголами падает активизация общности асов, занимавших, вероятнее всего предстепье, наиболее уязвимую во время войн в степи часть Кавказа . После разгрома монголами сопротивления асов и союзных им кипчаков (восстание Бачмана и “эмира асов” Качир-укулэ) остатки асских групп, видимо, отошли в горы, были инкорпорированы другими аланскими общинами, а часть их ушла в Крым , где осела вблизи старой византийской крепости Кырк-Йер (Чуфут-Кале)”[lxxvii]. Обозначение на китайских картах “Алань-Ас” еще не доказывает, что аланы и асы были родственными этносами, так же, как написание “Австро-Венгрия” на картах начала XX в. не говорит о том, что это государство основали родственные народы, наоборот, австрийцы — германцы, венгры — угры. Кроме того, половец Бачман и ас Качир-укулэ воевали далеко от Кавказа на Волге. Если бы аланы и асы были родственными народами и жили по соседству, они бы и воевали против монголов вместе. Все дело в том, что на запад от алан жили кавказские асы (предки балкарцев и карачаевцев), а асы Качир -укулэ были донскими асами. Те и другие асы были ответвлениями булгарских племен, вышедших из Великой Булгарии после ее распада во 2-й половине VII в.Однако вполне возможно, что какая-то часть алан состояла из тюркских племен и как раз о них идет речь в китайских источниках, когда они пишут «Алань-Ас».
О кавказских асах упоминает Шереф-ад-дин Йезди (ум.1454), описывая завоевательные походы эмира Тимура в конце XIV в.: “В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Буриберди и Буракана, который был правителем народа асов. На этом пути находились леса. Вырубив деревья и проложив дорогу, (Тимур) оставил эмира Хаджи-Сейф-ад-дина при обозе, а сам с целью джихада взошел на гору Эльбруз. В горных укреплениях и защищенных ущельях у него было много стычек с врагами веры…”[lxxviii]. В это время вокруг горы Эльбрус уже жили предки современных балкарцев и карачаевцев, которые у Йезди названы асами. Именно их сопротивление пришлось преодолевать эмиру Тимуру, чтобы взобраться на Эльбрус. Да и имена асов Буриберди и Буракана исконно тюркские.
К сказанному о кавказских асах (ясах) хотелось бы добавить следующее. Подтверждение, что асы (ясы) были булгарами, можно найти и в современной жизни. А.И.Попов в своей книге “Названия народов СССР” отмечает тот факт, что еще и в наше время балкарцев, т.е. потомков булгар, называют асами и никто иные, как сами осетины. Правда, автор из этого факта делает совершенно иной вывод: якобы осетины называют балкарцев асами потому, что те живут на их древней земле[lxxix]. Такой вывод не может быть принят и вот почему. Осетины, зная, что окружающие народы называют их асами (а они не могли этого не знать), не стали бы переносить свой этноним на другой народ только потому, что он занял те земли, которые ранее принадлежали их предкам.
В XIV в. наименование ясы исчезает из русских летописей. Отныне тех ясов, которые приняли ислам начинают называть “бесерменами”, т.е. мусульманами, а принявших православие — черкасами и севрюками. Говоря о Никоновской летописи, М.Н.Тихонов пишет: “Характерно также упоминание о бесерменах и татарах (…), которые различались в наших летописях XIV-XV вв.”[lxxx]. У В.Н.Татищева читаем: “Хвалиси и болгары нижние, от них море Каспийское у наших Хвалинское имяновано, ныне Астраханская губерния. …Карпеин называет бесермен”[lxxxi]. В книге “Великий князь Александр Невский” также упоминаются “восточные купцы — хивинские или хозарские, “бесермены”, как называли их наши предки по их религии”[lxxxii]. Эти “бесермены” откупили у татар право сбора дани на Руси. О севрюках пишет Л.Н.Гумилев: “Северные савиры ославянились по языку, но долгое время боролись с россами и антами, а потом с их царством Московским. В XVII в. они еще сохраняли свой древний этноним “севрюки”. Под этим именем они пополняли войска Болотникова”[lxxxiii].
Особая речь о черкасах — потомках ясов-булгар и тюркских предках запорожских и донских казаков. Черкасы приняли православие и ославянились, но еще в XVII в. они отличали себя от украинцев и русских. Приведем из множества свидетельств лишь два. В 1654 г. гетманский посланник на слова Крымского хана: “Как … ваш гетман и все вы черкасы забыли мою дружбу и совет?” — отвечает: “Какая … твоя царева дружба и совет? Приходил … ты к нам, черкасам, на помощь против польского короля, и ты … только лишь польскими и …черкасскими полонянниками корыстовался, наимал себе полону с своими ратными людьми и забогател … черкасам никакие помочи не учинил”[lxxxiv]. Здесь интересно не само содержание беседы, а обращение хана к казацкому полковнику: “вы, черкасы”, и ответ последнего: “нам, черкасам”, т.е. казакам. Или вот еще обращение крымского хана: ”А ныне… те запорожцы, черкасы”[lxxxv].
Таким образом, булгарский мир в течение всего средневековья был многообразен и занимал огромные пространства. Если на восточных и западных окраинах этого пространства образовывались болгарские государства со своими устойчивыми этноноосферами на основе ислама и православия, то донские и черноморские булгары-ясы оказались в поле влияния двух этноноосфер — русского и волжско-булгарского, что привело к расколу их собственной булгаро-ясской этноноосферы. Одна их часть ославянилась и вошла в состав украинского и русского народов, а другая воссоединилась со своими родственниками волжскими булгарами.