Волжские булгары

Волжские булгары. Введение

Если историю представить как некоторое систематизированное описание прошедших в жизни народа, страны и государства событий, то остается возможность придти к каким угодно выводам, ибо нет теоретико-мето­до­ло­гических рамок, вытекающих из исторических закономерностей, которые позволяют направить мышление исследователя к истине. Именно данное обстоятельство нередко превращает историческую науку в служанку идеологии и политики. Но нет исследователей, которые бы отрицали существование исторических закономерностей. Тем не менее немало историков яростно сопротивляется проникновению в описание исторических  событий методологических требований, формулируемых на основе теорий, объясняющих исторический процесс. Одна из причин данного обстоятельства, видимо, заключается в том, что в таком случае история становится наукой и ее уже нельзя произвольно использовать в оправдание тех или иных идеологических установок.

До сего времени большинство ученых-историков отвечали только на вопрос “Как это происходит?”, оставляя в тени другой не менее важный для понимания исторических процессов вопрос “Почему это происходит?”. В наше время наиболее приемлемый ответ на последний вопрос дал Л.Н.Гумилев (1912-1992).  Ему впервые в науке удалось решить проблему этногенеза — происхождения и развития народов — на уровне научных достижений XX в. На основе своих теоретических изысканий он дал яркие образцы изложения этнической истории славяно-русских и тюрко-татар. Рассмотрим кратко, в чем же суть теоретических исследований Л.Н.Гумилева, названных им пассионарной теорией этногенеза, или этнологией — наукой о закономерностях возникновения, функционирования и развития этнических систем (родов, племен, национальностей, наций, т.е. этносов).

Л.Н.Гумилев всестороннее исследовал причины и условия возникновения этносов. По его мысли, по крайней мере две причины вызывают появление нового этноса: во-первых, пребывание на одной территории представителей двух и более распавшихся от старости (или по иным причинам) этносов, которые он назвал этническими субстратами и, во-вторых, воздействие на возникающую из этнических субстратов этническую систему космического излучения, которое заряжает ее энергией, достаточной этносу, чтобы пройти свой жизненный цикл с естественной продолжительностью в 1500 лет. Таким образом, происходит пассионарный толчок, т.е. рождение этноса. Этнос, указывает Л.Н.Гумилев, — явление природное и служит той основой, на которой возникает его общественная система со всеми ее сферами жизнедеятельности. Жизненный цикл этноса состоит из ряда фаз. Каждой фазе соответствует определенная пассионарность, т.е. большая или меньшая жизненная энергия, которая зависит количества в этнической системе людей активных и страстных, жаждущих деятельности во имя благополучия своего народа (пассионариев). Автор данной работы построил свою работу на основе учения Л.Н.Гумилева о фазах этногенеза. Оно явилось как бы канвой при описании этнической истории волжских булгар.

Л.Н.Гу­ми­лев глу­бо­ко и все­сто­рон­не  раз­ра­бо­тал  весь  про­цесс этно­­генеза,  от  его  на­ча­ла и до кон­ца,  опи­сал фа­зы эт­но­ге­не­за, при­вел их в строй­ную сис­те­му. Пас­сио­нар­ный тол­чок при­во­дит к возник­но­вению  из  не­скольких эт­ни­че­ских суб­стра­тов (обыч­но, 2-3-х) но­во­го эт­но­са. Воз­никший эт­нос в сво­ем раз­ви­тии про­хо­дит сле­дую­щие  фа­зы:  1) фа­зу подъ­е­ма,  ко­то­рая име­ет ин­ку­ба­ци­он­ный и яв­ный пе­рио­ды;  2) ак­матиче­скую фа­зу; 3) фа­зу над­ло­ма; 4) фа­зу инер­ции; 5) фа­зу об­скурации;  6) фа­зу го­мео­ста­за. Ес­ли эт­нос ус­пеш­но пре­одо­ле­ва­ет все эти фа­зы, он пре­вращается в ре­ликт и мо­жет су­ще­ст­во­вать  не­оп­ре­де­лен­но дол­го,  по­ка со­се­ди не на­ру­шат его со­стояние, со­вер­шив про­тив не­го аг­рес­сию. Возможна и регенерация этноса, что приводит к возрождению его жизненных сил для совершения достойных с точки зрения мировой истории дел.

Эт­но­сы име­ют раз­ные воз­рас­ты в за­ви­си­мо­сти от то­го,  в ка­кой фа­зе сво­его эт­но­ге­не­за они на­хо­дят­ся.  По­ве­де­ние эт­но­са и состав­ля­ющих его лю­дей ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та эт­но­са. Им­пе­ра­ти­вы поведе­ния,  как их оп­ре­де­ля­ет Л.Н.Гу­ми­лев,  за­клю­ча­ют­ся  в сле­дую­щих  прин­ципах:  в фа­зе подъ­е­ма — “Будь тем,  кем ты дол­жен быть” (здесь долг пре­вы­ше все­го), в ак­ма­ти­че­ской фа­зе —  “Я хо­чу быть са­мим со­бой!” (долг я выпол­няю, но у ме­ня есть и свои де­ла), в  фа­зе над­ло­ма — “Будь са­мим со­бой” (долг на­чи­на­ет тя­го­тить лю­дей, “на ме­сто си­лы дол­га при­хо­дит пра­во си­лы”), в фа­зе инер­ции — “Мы  ус­та­ли  от ве­ли­ких!” (на пер­вый план высту­пает пас­сив­ный для об­ще­ст­ва,  но тру­до­лю­би­вый для се­бя обы­ва­тель), в фа­зе об­ску­ра­ции — “Будь та­ким, как мы!” (“не стре­мись ни к че­му та­ко­му, че­го нель­зя бы­ло бы съесть или вы­пить”). В фа­зе го­мео­ста­за как бы про­исходит воз­врат к инер­ци­он­ной фа­зе. Че­ло­век в этой фа­зе с гар­мо­нич­ным скла­дом пси­хи­ки. Он уме­ет це­нить под­ви­ги и ге­рои­че­ские де­ла сво­их пред­ков, но сам на них не спо­со­бен; с ис­крен­ним восхище­нием вспо­ми­на­ет он “пре­да­ния ста­ри­ны глу­бо­кой” — вот по­че­му эту фа­зу мож­но на­звать и “мемо­риальной”.

В ре­зуль­та­те  пас­сио­нар­но­го  толч­ка  в эт­ни­че­ском кол­лек­ти­ве рез­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ст­во пас­сио­на­ри­ев, ко­то­рые ло­ма­ют усто­явшиеся взаи­мо­от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми.  С точ­ки зре­ния сопле­менников они дей­ствуют не­стан­дарт­но,  вы­зы­ваю­ще, на­ру­шая действу­ющие в об­ще­ст­ве эт­нические,  пра­во­вые и тра­ди­ци­он­ные нор­мы. Но в ин­ку­ба­ци­он­ный пе­риод фа­зы подъ­е­ма,  ко­то­рый длит­ся око­ло 150 лет,  дос­той­ных  лето­пи­сца или ис­то­ри­ка со­бы­тий не про­ис­хо­дит (толь­ко мел­кие стыч­ки внут­ри эт­но­са,  бро­же­ние умов,  сму­ты, бра­то­убий­ст­ва и т.п.).

Ко­нец ин­ку­ба­ци­он­но­го  пе­рио­да фа­зы подъ­е­ма зна­ме­ну­ет возникно­ве­ние эт­но­со­ци­аль­ной сис­те­мы — раз­лич­ных форм на­цио­наль­ной  госу­дарст­венности.  Для эт­но­са на­сту­па­ет яв­ный пе­ри­од фа­зы подъ­е­ма, собы­тия ко­торого от­ме­ча­ют­ся ле­то­пис­ца­ми как свои­ми, так и чу­жи­ми. Яв­ный  пе­ри­од фа­зы  подъ­е­ма  длит­ся при­мер­но 100-150 лет.  “Фа­за подъ­е­ма эт­ногенеза все­гда свя­за­на с экс­пан­си­ей,  по­доб­но то­му как рас­ши­ря­ет­ся  на­гре­тый  газ”,  — от­ме­ча­ет Л.Н.Гу­ми­лев[i]. Имен­но в этой фа­зе мас­сы за­воеванных эт­носов сли­ва­ют­ся  в  еди­ную сис­те­му с за­вое­вав­шим их пас­сионарным этно­сом, ча­ще все­го об­ра­зуя су­пер­эт­нос.

При пе­ре­хо­де  эт­но­са из фа­зы подъ­е­ма в ак­ма­ти­че­скую стрем­ление к рас­ши­ре­нию ареа­ла уси­ли­ва­ет­ся.  Прак­ти­че­ски эт­нос,  находя­щийся  в  пер­вых фа­зах эт­но­ге­не­за,  не­воз­мож­но по­ко­рить,  ибо для это­го эт­нос-аг­рессор дол­жен за­тра­тить та­кое  ко­ли­че­ст­во  энер­гии, что ее не мо­жет оку­пить лю­бой ус­пех. Од­на­ко пе­ре­хо­ды из од­ной фа­зы в дру­гую не­сут для эт­но­са опас­но­сти — имен­но в эти мо­мен­ты  он осо­бен­но уяз­вим.  В ак­ма­ти­че­ской фа­зе обыч­но за­вер­ша­ет­ся  слия­ние двух-трех столкнув­шихся эт­но­сов.

Ак­ма­ти­че­ская фа­за, ко­то­рая длит­ся при­мер­но 300 лет, характеризу­ется наи­выс­шим уров­нем пас­сио­нар­но­го  на­пря­же­ния  для  дан­ной этни­че­ской сис­те­мы. В этой фа­зе гос­под­ству­ют пас­сио­на­рии жерт­вен­но­го ти­па,  об­ра­зу­ют­ся су­­­­пер­­эт­но­сы, со­стоя­щие из су­бэт­но­сов (под­сис­тем). Пассиона­рии стре­мят­ся ут­вер­дить се­бя как лич­но­сти, по­бе­ды сво­его эт­носа ви­дят че­рез приз­му сво­их  лич­ных по­бед.  Од­на­ко из­бы­ток пассио­нарности в ак­матической фа­зе час­то при­во­дит эт­нос в со­стоя­ние, кото­рое Л.Н.Гу­ми­лев на­зы­ва­ет  “пас­сио­нар­ным  пе­ре­гре­вом”.

Пас­сио­нар­ный пе­ре­грев, воз­ник­ший в ре­зуль­та­те из­быт­ка пассио­нар­ности в эт­но­се,  при­во­дит к внут­ри­эт­ни­че­ской борь­бе, что сни­жа­ет рези­стентность (со­про­тив­ляе­мость) эт­ни­че­ской сис­те­мы. “Воз­мож­ны  “пе­ре­гре­вы”,  — пи­шет Л.Н.Гу­ми­лев,  — ко­гда пас­сио­нар­ность вы­хо­дит из-под кон­тро­ля ра­зум­ной це­ле­со­об­раз­но­сти и из си­лы со­зи­да­тель­ной  пре­враща­ется  в раз­ру­ши­тель­ную”[ii].  В пе­ри­од пас­сио­нар­но­го пе­ре­гре­ва пассионар­ные эт­но­сы ока­зы­ва­ют­ся не по­бор­ни­ка­ми сво­их преж­них по­ложительных идеа­лов,  а про­тив­ни­ка­ми сво­их со­се­дей.  При этом техни­че­ское превос­ход­­­ство иг­ра­ет здесь пер­во­сте­пен­ную роль.

По­сле ак­ма­ти­че­ской фа­зы эт­нос всту­па­ет в фа­зу над­ло­ма.  “…Над­лом  —  тя­же­лая воз­рас­тная бо­лезнь и не вся­ко­му эт­но­су су­ж­де­но ее пе­ре­жить”,  — от­ме­ча­ет Л.Н.Гу­ми­лев[iii]. Рез­кое сни­же­ние пассио­нар­но­го  на­пряжения со­про­во­ж­да­ет­ся рас­ко­лом эт­ни­че­ско­го по­ля, что при­во­дит к ост­рым кон­флик­там внут­ри эт­ни­че­ской сис­те­мы. В этой  фа­зе ве­лика опас­ность рас­па­да и ги­бе­ли эт­ни­че­ской сис­те­мы в ре­зуль­та­те сме­ще­ния,  то есть не­га­тив­но­го эт­ни­че­ско­го кон­так­та  и воз­ник­но­ве­ния и дей­ст­вия анти­систем,  ибо ре­зи­стент­ность ее низ­ка. Пас­сио­на­рии поги­бают в вой­нах за рас­ши­ре­ние ареа­ла сво­его эт­но­са  и внут­ри­эт­ни­че­ской борь­бе,  на пер­вый план вы­дви­га­ют­ся суб­пас­сио­на­рии, т.е. люди неактивные, пассивные.  Ос­тав­шие­ся пас­­сионарии вы­тес­ня­ют­ся на ок­раи­ны за­ни­мае­мо­го эт­но­сом ареа­ла.

Инер­ци­он­ную фа­зу  эт­но­ге­не­за  Л.Н.Гу­ми­лев  на­звал   “зо­ло­той осе­нью ци­ви­ли­за­ции”. В этой фа­зе про­ис­хо­дит даль­ней­ший спад уров­ня пассио­нарного на­пря­же­ния.  Она длит­ся при­мер­но 300 лет. Уче­ный опи­сывает ее со­дер­жа­ние сле­дую­щим об­ра­зом:  “В эту осень со­би­ра­ют пло­ды,  накапли­вают бо­гат­ст­ва,  на­сла­ж­да­ют­ся  по­ко­ем,  на­ру­шае­мым толь­ко внеш­ни­ми вой­на­ми,  рас­ши­ря­ют тер­ри­то­рии сво­их го­су­дарств и тер­пят,  пусть не­хо­тя, ве­ли­ких мыс­ли­те­лей, ху­дож­ни­ков, пи­са­те­лей, и да­же ино­гда не да­ют им уме­реть с го­ло­ду”[iv].

В инер­ци­он­ной фа­зе пре­об­ла­да­ет ус­та­лость от пе­ре­жи­тых потрясе­ний  и  обы­ва­те­ли пы­та­ют­ся из­ба­вить­ся от пас­сио­на­ри­ев,  ко­то­рые как все­гда “лю­бят му­тить во­ду”,  их вы­тал­ки­ва­ют,  они или гиб­нут, или уез­жают на ок­раины,  а ино­гда и в дру­гие стра­ны. Эти стыч­ки с пассиона­риями — послед­няя бит­ва обы­ва­те­лей в стрем­ле­нии к  по­кою. Тол­ко­вым  ру­ко­во­ди­те­лям  в  фа­зе инер­ции лег­ко управ­лять на­ро­дом, ко­то­рый жи­вет за счет тра­ди­ций и на­ко­п­лен­ных про­шлы­ми поко­лениями бо­гатств.

В рам­ки этой фа­зы ук­ла­ды­ва­ет­ся по­ня­тие “ци­ви­ли­за­ция”,  ко­гда со­вершенствуется тех­ни­ка,  раз­ви­ва­ет­ся про­из­вод­ст­во, упо­ря­до­чи­ва­ет­ся быт, сти­ра­ют­ся эт­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти, про­ис­хо­дит ур­ба­ни­за­ция населе­ния,  а в го­ро­дах про­цве­та­ют нау­ка и куль­ту­ра. Обы­ва­те­ли накап­ливают бо­гатства, а пас­сио­на­рии идут в сфе­ру нау­ки  и ис­кус­ст­ва.  “Без­нрав­ствен­ность  и  без­за­ко­ние в го­ро­дах,  — пи­шет Л.Н.Гу­ми­лев, — пре­людия рас­пра­вы над ле­са­ми и по­ля­ми,  ибо при­чи­на то­го  и дру­го­го  —  сни­жение уров­ня пас­сио­нар­но­сти эт­но­со­ци­аль­ной сис­­те­мы.  При пред­ше­с­­тво­вавшем по­вы­ше­нии пас­сио­нар­но­сти ха­рак­тер­ной чер­той бы­ла су­ровость и к се­бе,  и к со­се­дям.  При сни­же­нии — ха­рак­тер­но “чело­веко­лю­бие”,  проще­ние сла­бо­стей, по­том не­бре­же­ние к дол­гу,  по­том пре­ступ­ление….  Уро­вень нрав­ст­вен­но­сти эт­но­са — та­кое же яв­ле­ние при­род­ного про­цес­са эт­но­ге­не­за,  как и хищ­ни­че­ское ис­треб­ле­ние жи­вой при­ро­ды”[v].

На­ко­нец, на­сту­па­ют “су­мер­ки” эт­но­са,  его  ста­рость  —  фа­за обску­ра­ции,  ко­то­рая за­ни­ма­ет в эт­но­ге­не­зе по­ло­су в 200 (ино­гда и боль­ше) лет. Пас­сио­нар­ное на­пря­же­ние убы­ва­ет до уров­ня ни­же ну­ле­во­го.  Эт­нос суще­ствует за счет ма­те­ри­аль­ных и куль­тур­ных цен­но­стей, на­ко­п­лен­ных в инер­ционную фа­зу. Суб­пас­сио­на­рии, ко­то­рых ста­но­вит­ся не­из­мен­но боль­ше, чем пас­сио­на­ри­ев, бло­ки­ру­ют лю­бую твор­че­скую дея­тель­ность по­след­них,  тре­буя удов­ле­тво­ре­ния сво­их  все­воз­рас­таю­щих  потребно­стей.  Вот  как  опи­сы­ва­ет  фа­зу об­ску­ра­ции Л.Н.Гу­ми­лев:  “Вся­кий рост ста­но­вит­ся яв­ле­ни­ем оди­оз­ным, тру­до­лю­бие  под­вер­га­ет­ся  ос­мея­нию,  ин­тел­лек­ту­аль­ные  ра­до­сти  вы­зы­ва­ют ярость. В ис­кус­ст­ве идет сниже­ние сти­ля, в нау­ке ори­ги­наль­ные ра­бо­ты вы­тес­ня­ют­ся ком­пи­ля­ция­ми, в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни уза­ко­ни­ва­ет­ся кор­руп­ция,  в ар­мии сол­да­ты дер­жат в по­кор­но­сти офи­це­ров и пол­ко­вод­цев,  уг­ро­жая им мяте­жами. Все про­дажно, ни­ко­му нель­зя ве­рить, ни на ко­го нель­зя по­ло­жить­ся, и для то­го, что­бы вла­ст­во­вать, пра­ви­тель  дол­жен при­ме­нять так­ти­ку разбой­ни­чь­его ата­ма­на:  по­доз­ре­вать, вы­сле­жи­вать и уби­вать сво­их со­рат­ни­ков”[vi].

К кон­цу  фа­зы  об­ску­ра­ции  чис­лен­ность  эт­но­са  со­кра­ща­ет­ся, пред­ставители ок­ра­ин уст­рем­ля­ют­ся  в  центр,  уси­ли­ва­ет­ся  при­ток осо­бей  чу­жих  эт­но­сов,  од­ним  все без­раз­лич­но,  дру­гие пы­та­ют­ся при­сво­ить се­бе все,  что пло­хо ле­жит — будь то ма­те­ри­аль­ные  цен­но­сти  или  власть. Этни­ческая сис­те­ма ут­ра­чи­ва­ет ре­зи­стент­ность, чем мо­гут воспользо­ваться пас­сио­нар­ные со­се­ди. “Сни­же­ние пас­сио­нар­но­сти на­пря­жения эт­ни­че­ской сис­те­мы, ко­неч­но, не бла­го, — пи­шет Л.Н.Гу­ми­лев,  — но при на­ли­чии доста­точной  ма­те­ри­аль­ной  ба­зы  и оби­лии при­род­ных ре­сур­сов мож­но поддер­живать про­цве­та­ние стра­ны и на­ро­да очень дол­го”[vii].  Од­нако не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду, что фа­за об­ску­ра­ции закан­чивается или ги­бе­лью эт­ни­че­ской сис­те­мы, или пе­ре­хо­дом в со­стоя­ние эт­ни­че­ско­го го­мео­ста­за.

Пе­ре­жив фа­зу  об­ску­ра­ции,  эт­нос  всту­па­ет в ста­ти­че­ское или пер­си­стентное со­стоя­ние, ко­то­рое Л.Н.Гу­ми­лев на­звал фа­зой го­мео­ста­за.  Уро­вень пас­сио­нар­но­го на­пря­же­ния эт­но­сов в этой фа­зе на­хо­дит­ся на ну­ле­вой от­мет­ке.  Жиз­нен­ный цикл эт­но­са из  по­ко­ле­ния  в по­ко­ле­ние не претерпе­вает су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний.  Он на­хо­дит­ся в рав­но­вес­ном со­стоянии с ланд­шаф­том и со­сед­ни­ми эт­но­са­ми.  Эт­нос в ос­нов­ном со­сто­ит из гармо­ничных лю­дей,  тру­до­лю­би­вых, не ли­шен­ных стрем­ления что-ли­бо из­ме­нить в жиз­ни.  Пас­сио­на­рии, как и суб­пас­сио­на­рии, ред­ки. Ка­жется, что эт­нос за­стыл на мес­те — жизнь по­ко­ле­ний повто­ряется,  как день и ночь — “ни­что не но­во под  лу­ной”. Сте­рео­ти­пы по­ве­де­ния де­дов по­вто­ря­ют­ся в де­тях и вну­ках.  Гра­ни­цы ареа­ла про­живания эт­но­са ста­бильны.  Фор­мы со­ци­аль­ной жиз­ни не­из­мен­ны,  госу­дарственные  струк­туры  уп­ро­ще­ны и не дов­ле­ют над об­ще­ст­вом.  Дол­гое вре­мя пре­бы­вая в этой фа­зе, не­боль­шой по числен­ности эт­нос пре­вращается в ре­ликт, ес­ли жи­вет в мир­ном кон­так­те с сосе­дями,  или ста­новится изо­ля­том, ес­ли в си­лу при­род­ных ус­ло­вий ли­ша­ет­ся взаи­мо­свя­зей с дру­ги­ми на­ро­да­ми.

Го­мео­стаз — со­стоя­ние кон­сер­ва­тив­ное.  Осо­би эт­ни­че­ской систе­мы в этой фа­зе вра­ж­деб­ны лю­бым из­ме­не­ни­ям,  ибо твор­че­ские си­лы уже рас­трачены. Эт­нос стар и ему, как лю­бо­му стар­цу, ну­жен по­кой. Взо­рвать эту стар­че­скую без­мя­теж­ность мо­жет толь­ко но­вый  пас­сио­нарный тол­чок, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го воз­ни­ка­ет дру­гой эт­нос.

К рас­па­ду  эт­ни­че­ской  сис­те­мы при­во­дит или ста­рость эт­но­са, или втор­же­ние из­вне, или внут­ри­эт­ни­че­ские ка­так­лиз­мы. Од­на­ко воз­мож­ны слу­чаи ее вос­ста­нов­ле­ния, или ре­ге­не­ра­ции, ко­то­рая на­сту­па­ет по­сле фа­зы об­ску­ра­ции.  Л.Н.Гу­ми­лев ха­рак­те­ри­зу­ет фа­зу ре­ге­не­ра­ции  как ко­роткий всплеск ак­тив­но­сти эт­но­са на­ка­ну­не за­вер­ше­ния про­цес­са этноге­неза. По­доб­ная ак­тив­ность окон­ча­тель­но ли­ша­ет пас­сио­нар­но­сти эт­нос,  ко­торый пе­ре­хо­дит в ме­мо­ри­аль­ную фа­зу,  ко­гда от­дель­ные его  чле­ны  про­дол­жают  куль­тур­ные  тра­ди­ции  про­шло­го, вспо­ми­ная слав­ные дея­ния пред­ков. Однако при определенных условиях этнос может обновиться и с новой энергией продолжать культурное развитие своих предшественников.

Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева дает многое для понимания этнической истории того или иного народа, но без ответа остается один вопрос: “Почему тот или иной человек чувствует, ощущает, осознает себя представителем именно данного народа?”. Без ответа на этот вопрос мы не можем понять то, что мы называем духовным единством народа, его менталитетом. Лев Николаевич данное обстоятельство пытался объяснить понятием “этническое поле”, но оно в силу грандиозности той задачи, которую перед собой поставил ученый, осталось не раскрытым. Автор же данной работы предпринял попытку, опираясь на достижения науки последних десятилетий нашего века, обосновать указанную проблему и облечь ее в форму теории этноноосферы  и показать ее действенность на примере этнической истории волжских булгар.

Итак, эт­но­ге­нез про­те­ка­ет ес­те­ст­вен­но и в на­чаль­ных фа­зах неосоз­нанно. На­сту­па­ет мо­мент, ко­гда эт­нос при­хо­дит к осоз­на­нию сво­его бы­тия, сво­его ис­то­ри­че­ско­го пред­на­зна­че­ния и мес­та на Зем­ле, что зна­ме­ну­ет появ­ление его раз­ви­той эт­но­ноо­сфе­ры. Эт­но­ноо­сфе­ра — это ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ское по­ле, воз­ни­каю­щее с об­ра­зо­ва­ни­ем эт­но­са, сопутствую­щее ему во всех фа­зах его эт­но­ге­не­за и содер­жащее всю ин­фор­ма­цию о нем. Воз­ник­нув од­на­ж­ды в на­ча­ле эт­но­ге­не­за, эт­но­ноо­сфе­ра в даль­ней­шем оп­ре­де­ля­ет всю ду­хов­ную и материаль­ную куль­ту­ру эт­но­са, его мировоззре­ние, религию и традиции. Есть ли основания для таких утверждений?

За­ме­ча­тель­ные рус­ские уче­ные К.Э.Ци­ол­ков­ский (1857-1935), В.И.Вер­над­ский (1863-1945) и А.Л.Чи­жев­ский (1897-1945) соз­да­ли уче­ние о мес­те и ро­ли че­ло­ве­че­ст­ва в био­сфе­ре и кос­мо­се. С этой точ­ки зре­ния во всем, что де­ла­ет­ся на Зем­ле на­до ви­деть “пла­нет­ное яв­ле­ние кос­мического ха­рак­те­ра”. По мыс­ли В.И.Вер­над­ско­го, “соз­да­ние ноо­сфе­ры из био­сфе­ры есть при­род­ное яв­ле­ние, бо­лее глу­бо­кое и мощ­ное в сво­ей ос­но­ве, чем че­ло­ве­че­ская ис­то­рия”[viii]. Для по­ни­ма­ния су­ти уче­ния В.И.Вер­над­ско­го о био­сфе­ре и ноо­сфе­ре осо­бое зна­че­ние име­ют идеи А.Л.Чи­жев­ско­го. По мыс­ли уче­но­го, все жи­вое на Зем­ле про­ни­зы­ва­ет­ся элек­тро­маг­нит­ны­ми из­лу­че­ния­ми и не­ко­то­ры­ми кор­пус­ку­ляр­ны­ми пото­ками, по­сту­паю­щи­ми из кос­мо­са. Рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный ми­ры чут­ко и тон­ко реа­ги­ру­ют на из­ме­не­ния ко­ле­ба­ний кос­ми­че­ско­го из­лу­че­ния. Воз­ник­нув в не­пре­рыв­ном и по­все­ме­ст­ном по­то­ке элек­тро­маг­нит­ных и же­ст­ких кос­ми­че­ских из­лу­че­ний, жизнь не мог­ла не стро­ить свои функ­циональные про­цес­сы на активном их использовании.

Про­бле­му из­лу­че­ния и по­лей уче­ные ис­сле­до­ва­ли с двух направле­ний — кос­ми­че­ских вы­сот и кле­точ­ных глу­бин. Яс­но, что по­ля космиче­ских из­лу­че­ний мо­гут воз­дей­ст­во­вать толь­ко на со­от­вет­ст­вую­щие им по при­ро­де био­по­ля жи­вых кле­ток и ор­га­низ­мов. Впер­вые по­ня­тие био­по­ля в био­ло­ги­че­ской нау­ке бы­ло вве­де­но со­вет­ским уче­ным А.Г.Гур­ви­чем (1874-1954) как об­щий прин­цип, ко­ор­ди­ни­рую­щий и ре­гу­ли­рую­щий эм­бриональный про­цесс[ix]. Глав­ная идея А.Г.Гур­ви­ча за­клю­ча­лась в том, что раз­ви­тие за­ро­ды­ша в ма­те­рин­ском ло­не про­ис­хо­дит по за­ра­нее установ­ленной про­грам­ме и при­ни­ма­ет те фор­мы, ко­то­рые уже име­ют­ся в его по­ле. Та­ким об­ра­зом, идея по­ля как прин­ци­па, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го коорди­нацию раз­ви­тия эм­брио­на, а за­тем и осо­би, име­ет боль­шую на­уч­ную цен­ность в по­нимании сущности жизни.

По­сле­до­ва­тель А.Г.Гур­ви­ча Б.С.Ку­зин (1903-1973) рас­про­стра­нил прин­цип био­по­ля на от­но­ше­ния ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми[x]. Ес­ли в индивиду­альном раз­ви­тии осо­би био­по­ле как об­раз-цель ука­зы­ва­ет, ка­кое по­ло­же­ние в про­стран­ст­ве она долж­на за­нять, то био­по­ле ви­да, с од­ной сто­ро­ны, спо­соб­ст­ву­ет со­хра­не­нию его це­ло­ст­но­сти, а с дру­гой сто­ро­ны, дей­ст­ву­ет как си­ла, про­грам­ми­рую­щая эво­лю­ци­он­ное раз­ви­тие ви­да. Дан­ное по­ло­же­ние впол­не при­ме­ни­мо к че­ло­ве­ку как ин­ди­ви­ду, так и к че­ло­ве­че­ст­ву как био­ло­ги­че­ско­му ви­ду, осе­нен­но­му при­ро­дой ра­зу­мом. Од­на­ко раз­ви­тие ра­зу­ма и ра­зум­ной дея­тель­но­сти до ми­ни­му­ма со­кра­ти­ло зна­че­ние ви­до­во­го по­ля в жиз­ни че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва. Тем не ме­нее био­по­ле, со­еди­няя че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­во со всем жи­вым на Зем­ле, так как они пред­став­ля­ют часть био­сфе­ры, иг­ра­ет в их судь­бах важ­ную роль. Но эта роль не все­гда осоз­на­ет­ся че­ло­ве­ком. Бо­лее то­го, он ду­ма­ет, что все со­вер­шае­мое им оп­ре­де­ля­ет­ся сво­бо­дой его во­ли. Хо­тя в определен­ном диа­па­зо­не че­ло­век и об­ла­да­ет сво­бо­дой вы­бо­ра, все же его ре­ше­ния, в ко­нечном сче­те, де­тер­ми­ни­ру­ют­ся под­соз­на­ни­ем, на­хо­дя­щим­ся в видовом информационно-энергетическом биополе человечества.

По ис­сле­до­ва­ни­ям уче­ных про­цес­сы по­ле­вых (вол­но­вых) ко­ле­ба­ний про­ис­хо­дят у че­ло­ве­ка в цен­траль­ной нерв­ной сис­те­ме, ко­то­рая, об­раз­но го­во­ря, яв­ля­ет­ся при­ем­но-пе­ре­даю­щим уст­рой­ст­вом, улав­ли­ваю­щим ко­лебания ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ско­го по­ля. Как из­вест­но, колеба­тельным сис­те­мам при­су­щи ре­зо­нанс­ные яв­ле­ния. По ут­вер­жде­нию фи­зиолога А.А.Ух­том­ско­го (1875-1942), ме­ж­ду раз­лич­ны­ми нерв­ны­ми цен­трами воз­ни­ка­ют ре­зо­нанс­ные взаи­мо­дей­ст­вия, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся в про­цес­се от­ра­же­ния моз­гом ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти[xi]. Эти про­цессы про­ис­хо­дят в оп­ре­де­лен­ном диа­па­зо­не час­тот, сов­па­даю­щем с из­лучаемыми ко­ле­ба­ния­ми объ­ек­тов — жи­вых и не­жи­вых, на­хо­дя­щих­ся в по­ле вос­при­ятия ор­га­нов чувств и подсознания.

В на­стоя­щее вре­мя уче­ны­ми раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся леп­тон­но-элек­ро­маг­нитная (ЛЭМ) ги­по­те­за (Б.И.Ис­ка­ков и др.), со­глас­но ко­то­рой че­ло­ве­ка ок­ру­жа­ет кван­то­вая обо­лоч­ка, со­стоя­щая из хо­лод­ной леп­тон­ной плаз­мы. Леп­тон­но-элек­тро­маг­нит­ное по­ле, по их ут­вер­жде­ни­ям, яв­ля­ет­ся матери­альным но­си­те­лем та­кой спе­ци­фи­че­ской фор­мы ин­фор­ма­ции, как мыс­ли и чув­ст­ва че­ло­ве­ка. То об­стоя­тель­ст­во, что че­ло­век яв­ля­ет­ся не толь­ко био­ло­ги­че­ским су­ще­ст­вом, но и ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ской систе­мой, вер­нее един­ст­вом то­го и дру­го­го, под­твер­жда­ет­ся ис­сле­до­ва­ния­ми оте­че­ст­вен­ных уче­ных, в частности, Н.Н.Со­че­ванова и др.

Ин­фор­ма­ци­он­ная и суб­страт­но-по­ле­вая при­ро­да био­ло­ги­че­ских сис­тем по­зво­ля­ет глуб­же про­ник­нуть не толь­ко в сущ­ность жиз­ни, но и осоз­нать, что же со­бой пред­став­ля­ет пси­хи­ка и мыш­ле­ние че­ло­ве­ка. Рассмат­ривая про­бле­му фун­да­мен­таль­но­го уров­ня ма­те­рии и мно­го­об­ра­зия ее струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции бе­ло­рус­ский фи­ло­соф А.К.Ма­не­ев при­хо­дит к вы­во­ду, что в ос­но­ве все­го су­ще­го ле­жит суб­стан­ция, ко­то­рую он на­звал син­те­ти­че­ской ре­аль­но­стью по­ле­во­го ти­па. “При­ме­ни­тель­но к жи­вым ор­ганизмам, — пи­шет уче­ный, — их те­лес­ная под­сис­те­ма есть но­си­тель жиз­ни и пси­хи­ки, а суб­стра­том по­след­них яв­ля­ет­ся не­ве­ще­ст­вен­ная материаль­ная фор­ма­ция — био­по­ле. …Био­по­ле, как не­пре­рыв­ная фор­ма­ция, прони­зывает весь ор­га­низм, обес­пе­чи­вая выс­шую сту­пень це­ло­ст­но­сти жи­вых сис­тем и от­прав­ле­ние в них не­фи­зио­ло­ги­че­ских ин­фор­ма­ци­он­но-отража­тельных биопсифункций”[xii].

Био­по­ле как леп­тон­но-элек­тро­маг­нит­ная (ЛЭМ) суб­стан­ция ок­ру­жа­ет лю­бой био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый, пуль­си­руя с оп­ре­де­лен­ной час­то­той, из­лу­ча­ет в про­стран­ст­во ЛЭМ-эй­до­сы, со­во­куп­ность ко­то­рых об­ра­зу­ет по­ле­вую струк­ту­ру бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка. Осо­бое ме­сто в био­сфе­ре за­ни­ма­ют био­по­ля лю­дей как со­ци­аль­ных сущ­но­стей био­ло­ги­че­ско­го по­ряд­ка. Био­по­ля лю­дей оп­ре­де­лен­ных на­цио­наль­но­стей соз­да­ют эт­но­ноо­сфе­ру кон­крет­ных эт­но­сов, образующие в сумме ноосферу человечества.

Эт­но­ноо­сфе­ра как ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ское по­ле, колеблю­щееся с оп­ре­де­лен­ной час­то­той, в мо­мент воз­ник­но­ве­ния эт­но­са наполня­ется энер­ги­ей, а мыс­ли и чув­ст­ва его пред­ста­ви­те­лей об­ра­зу­ют в ней ин­формационную сис­те­му, ко­то­рую лю­ди в обы­ден­ной жиз­ни восприни­мают как мен­та­ли­тет. Ко­гда про­ис­хо­дит уси­ле­ние воз­дей­ст­вия этноноо­сферы на от­дель­ных пред­ста­ви­те­лей эт­но­са че­рез ин­ди­ви­ду­аль­ное био­поле, а че­рез не­го и на мозг, их мыш­ле­ние и дея­тель­ность активизиру­ются. Та­ких лю­дей, как из­вест­но, Л.Н.Гу­ми­лев на­звал пас­сио­на­рия­ми. Чем бо­лее мощ­ной энер­ги­ей об­ла­да­ет эт­но­ноо­сфе­ра, тем боль­ше стано­вится в эт­но­се пас­сио­на­ри­ев, ко­то­рые для дос­ти­же­ния лич­ных и общест­венных це­лей ув­ле­ка­ют за со­бой сво­их со­пле­мен­ни­ков. Од­на­ко со време­нем эт­нос ста­ре­ет. В си­лу воз­ник­но­ве­ния в эт­но­се не­при­ми­ри­мых идей или воз­дей­ст­вия чу­жой идео­ло­гии и куль­ту­ры в эт­но­ноо­сфе­ре еди­ная час­тота ко­ле­ба­ний на­чи­на­ет да­вать сбой, воз­ни­ка­ют ко­ле­ба­ния с час­то­та­ми, по­дав­ляю­щи­ми друг дру­га, на­сту­па­ет ка­ко­фо­ния, что при­во­дит к рас­па­ду информа­ционно-энер­ге­ти­че­ско­го по­ля эт­но­са, в ко­то­ром уже нет ре­зо­нанс­ных яв­лений, и, сле­до­ва­тель­но, под­пит­ки эт­но­ноо­сфе­ры косми­ческой энер­ги­ей. Эт­нос распадается, и лю­ди его со­став­ляю­щие становятся этническим субстратом для вновь возникающих этносов.

Не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду, что чис­тое и силь­ное био­по­ле активизи­рует био­хи­ми­че­ские про­цес­сы в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, что яв­ля­ет­ся усло­вием его дее­спо­соб­но­сти. На уров­не яв­ле­ния мы на­блю­да­ем лишь веще­ственную сто­ро­ну жиз­ни че­ло­ве­ка, ко­то­рая за­сло­ня­ет, но не уст­ра­ня­ет ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ские про­цес­сы его био­по­ля. “По­ле­вая фор­ма ор­га­ни­за­ции не ис­чез­ла, — пи­шут ака­де­мик В.П.Ка­зна­че­ев и Е.А.Спи­рин, — она дей­ст­ви­тель­но “за­мас­ки­ро­ва­лась” в тол­ще со­ци­аль­ных про­цес­сов. Ка­ж­дый из нас в сво­ем жиз­нен­ном цик­ле про­хо­дит ста­дию ин­тен­сив­но­го по­гру­же­ния в по­ле­вую ор­га­ни­за­цию — в эм­брио­наль­ный пе­ри­од, за­тем в ран­нем дет­ст­ве от трех-пя­ти лет. По­ле­вые взаи­мо­дей­ст­вия в это вре­мя не­из­беж­ны, но да­лее на­чи­на­ет­ся как бы их ни­ве­ли­ро­ва­ние сис­те­ма­ми со­временного вос­пи­та­ния, обу­че­ния, ус­вое­ния пра­вил жиз­ни (со­ци­аль­ных ро­лей)”[xiii]. Мо­жет ли быть ина­че, ес­ли са­ма жизнь и ра­зум­ные фор­мы ее су­ще­ст­во­ва­ния воз­ник­ли на ос­но­ве взаи­мо­дей­ст­вия двух ви­дов ма­те­рии — ве­ще­ст­вен­ной и по­ле­вой, ко­гда по­ле име­ет та­кое мно­го­об­ра­зие, как и вещество.

По современным научным взглядам, фун­да­мен­таль­ные ос­но­ва­ния ве­ще­ст­ва и по­ля, ма­те­рии и соз­на­ния свя­зан­ы с ва­куу­мом. С разреше­нием при­ро­ды ва­куу­ма уче­ные свя­зы­ва­ют на­де­ж­ды на соз­да­ние еди­ной тео­рии по­ля, ко­то­рая по­зво­лит объ­яс­нить не толь­ко чис­то фи­зи­че­ские яв­ления, но и вы­яс­нить сущ­ность соз­на­ния. Аме­ри­кан­ские спе­циа­ли­сты в об­лас­ти тео­рии еди­но­го по­ля М.Ма­ха­ри­ши, Р.Ротх и др., а так­же россий­ские уче­ные А.Е.Аки­мов, Г.Н.Дуль­нев, Г.И.Ши­пов и др. вне­сли значи­тельный вклад в ре­ше­ние од­ной из са­мых фундаментальных проблем науки.

Тео­рия тор­си­он­ных (спи­но­вых) по­лей, раз­ра­ба­ты­вае­мая А.Е.Аки­мо­вым по­зво­ля­ет про­ник­нуть в сущ­ность соз­на­ния че­ло­ве­ка, рас­крыть глу­бин­ные ме­ха­низ­мы его мыш­ле­ния и пси­хи­ки, по­нять, что пред­ставляет со­бой “кол­лек­тив­ный ра­зум” и его раз­но­вид­ность — этноноо­сфера, т.е. кол­лек­тив­ный ра­зум эт­но­са. Для обос­но­ва­ния идеи этноноо­сферы важ­ное зна­че­ние име­ет и рас­смат­ри­вае­мая А.Е.Аки­мо­вым про­блема тор­си­он­ной элек­трон­ной вы­чис­ли­тель­ной ма­ши­ны (ЭВМ), реали­зованной, как он счи­та­ет, на уров­не Фи­зи­че­ского Вакуума.

Идея Все­лен­ной как Су­пер-ЭВМ, рас­кры­тая А.Е.Аки­мо­вым, позво­ляет рас­смат­ри­вать эт­но­ноо­сфе­ру как Эт­но-ЭВМ, “встро­ен­ную” в Су­пер-ЭВМ (Все­лен­ную). Идея “мыс­ля­щей” Все­лен­ной вос­хо­дит к древ­ним ве­дическим зна­ни­ям, к ра­бо­там не­мец­ко­го фи­ло­со­фа Ф.Шел­лин­га, а из ав­торов на­ше­го вре­ме­ни к ис­сле­до­ва­ни­ям С.Ле­ма и Р.Пен­ро­уза. Аки­мов от­мечает, что “ес­ли учесть, что вся Все­лен­ная про­ни­за­на сре­дой — Физиче­ским Ва­куу­мом, учесть так­же, …, что Фи­зи­че­ский Ва­ку­ум, со­глас­но В.К.Аб­ла­ко­ву и др., об­ла­да­ет свой­ст­вом го­ло­грам­мы и при­нять во внима­ние его свой­ст­ва как спи­но­вой сис­те­мы (роль тор­си­он­ных по­лей с их не­обычными свой­ст­ва­ми), то ста­но­вит­ся воз­мож­ным рас­смат­ри­вать Все­ленную как це­ло­ст­ную сис­те­му, а идеи по­ле­вых (тор­си­он­ных) ЭВМ по­зволяют не аб­ст­ракт­но, а впол­не кон­крет­но об­су­ж­дать кван­то­вый под­ход к про­бле­ме Все­лен­ной как Су­пер-ЭВМ (Аб­со­лю­та),…”[xiv]. В свя­зи с выше­изложенным А.Е.Аки­мов впол­не обос­но­ван­но со­от­но­сит по­ня­тие “Аб­со­лю­та” c “ми­ром идей” Пла­то­на, “аб­со­лют­ной иде­ей” Ге­ге­ля, “кол­лек­тив­ным бес­соз­на­тель­ным” К.Юн­га, “се­ман­ти­че­ской Все­лен­ной” В.В.На­ли­мо­ва, “ноо­сфе­рой” В.И.Вер­над­ско­го в ее рас­ши­рен­ном толковании.

По­ло­же­ния, под­твер­ждаю­щие идею эт­но­ноо­сфе­ры со­дер­жат­ся так­же в ра­бо­тах Л.П.Гри­ма­ка, А.П.Дуб­ро­ва, Н.М. и Ю.Н.Ива­но­вых, В.Н.Пуш­ки­на и др. уче­ных. Эт­но­ноо­сфе­ра — это эт­ни­че­ское по­ле, где хра­нится па­мять эт­но­са, его “ду­ша”, его соз­на­ние. Ко­гда мы го­во­рим “рус­ская идея”, то как раз и име­ем в ви­ду эт­но­ноо­сфе­ру рус­ско­го на­ро­да. Бла­го­да­ря эт­но­ноо­сфе­ре эт­нос су­ще­ст­ву­ет как еди­ное це­лое. Че­рез био­поле ма­те­ри и близ­ких лю­дей ре­бе­нок вхо­дит в эт­но­ноо­сфе­ру сво­его эт­носа. От ро­ж­де­ния и до смер­ти соз­на­ние че­ло­ве­ка на­хо­дит­ся в по­ле этно­ноосферы сво­его на­ро­да. Имен­но эт­но­ноо­сфе­ра по­зво­ля­ет че­ло­ве­ку ощу­тить се­бя сво­им в сре­де сво­его эт­но­са и чу­жим сре­ди лю­дей дру­гой на­циональности. Ко­гда ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ское по­ле эт­но­ноо­сфе­ры пе­ре­ста­ет по­лу­чать ин­фор­ма­цию от пред­ста­ви­те­лей эт­но­са, ко­то­рые пе­реходят в по­ле тя­го­те­ния дру­гих эт­но­сов, чем рас­страи­ва­ют еди­ный ритм сво­ей эт­но­ноо­сфе­ры, и по­сту­п­ле­ние энер­гии и ин­фор­ма­ции опус­ка­ет­ся ни­же кри­ти­че­ской от­мет­ки, она рас­па­да­ет­ся и эт­нос пе­ре­ста­ет существовать.

Ритм эт­но­ноо­сфе­ры обыч­но на­стро­ен на ту или иную час­то­ту косми­ческого из­лу­че­ния, ме­ж­ду ни­ми воз­ни­ка­ют ре­зо­нанс­ные яв­ле­ния, благо­даря че­му она на­пол­ня­ет­ся энер­ги­ей, ко­то­рая в свою оче­редь активизи­рует лю­дей наи­бо­лее близ­ко на­стро­ен­ных час­то­той сво­его био­по­ля на ритм эт­но­ноо­сфе­ры. Эт­но­ноо­сфе­ра, в ко­неч­ном сче­те, оп­ре­де­ля­ет пове­дение ин­ди­ви­да. Внеш­не ка­жет­ся, что че­ло­век сво­бод­но и соз­на­тель­но вы­би­ра­ет свои це­ли. Это вер­но толь­ко от­час­ти. Под­соз­на­ние, ко­то­рое вхо­дит в ин­фор­ма­ци­он­но-энер­ге­ти­че­ское по­ле эт­но­ноо­сфе­ры, оп­ре­де­ля­ет по­ве­де­ние ин­ди­ви­да, в т.ч. при­нятие решений и постановку целей.

Идея эт­но­ноо­сфе­ры по­зво­ля­ет по­нять мно­гие пе­ри­пе­тии эт­ни­че­ской ис­то­рии на­ро­да и мо­жет слу­жит фи­ло­соф­ско-ме­то­до­ло­ги­че­ским принци­пом при из­ло­же­нии его эт­но­ге­не­за и куль­ту­ро­ге­не­за. Автор данной работы полагает, что прин­цип этноноо­сферы позволяет подойти к рас­смот­ре­нию ис­то­рии и куль­ту­ры волж­ских булгар научно и приблизить понимание их этнической истории к исторической правде.


[i] Эт­но­ге­нез и био­сфе­ра Зем­ли. Л., 1990. C.371.

[ii] Там же. C.282.

[iii] Гу­ми­лев Л.Н. Древ­няя Русь и Ве­ли­кая степь. М., 1992. C.54.

[iv] Гу­ми­лев Л.Н.  Гео­гра­фия эт­но­са в ис­то­ри­че­ский  пе­ри­од. Л., 1990. C.185-186.

[v] Гу­ми­лев Л.Н. Эт­но­ге­нез и био­сфе­ра Зем­ли. Л., 1990. C.424-425.

[vi] См.: Там же. C.433-434.

[vii] Гу­ми­лев Л.Н. Древ­няя Русь и Ве­ли­кая степь. М., 1992. C.363.

[viii] Вла­ди­мир Вер­над­ский: Жиз­не­опи­са­ние. Из­бран­ные тру­ды. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ников. Суждения потомков. М., 1993. C.488.

[ix] См.: Гур­вич А.Г. Тео­рия био­ло­ги­че­ско­го по­ля. М., 1944.

[x] См.: Ку­зин Б.С. О прин­ци­пе по­ля в био­ло­гии // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1992. № 5. С.148-164.

[xi] См.: Ух­том­ский А.А. О ре­зо­нанс­ной тео­рии нерв­но­го про­ве­де­ния // Собр. соч. Т.6. Л., 1962. С.50-55.

[xii] Ма­не­ев А.К. Про­бле­ма фун­да­мен­таль­но­го уров­ня струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции ма­терии. Информационные материалы. №1.- М., 1980. С.47-48.

[xiii] Ка­зна­че­ев В.П., Спи­рин Е.А. Кос­мо­пла­не­тар­ный фе­но­мен че­ло­ве­ка: Про­бле­мы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. C.121.

[xiv] Аки­мов А.Е. Эв­ри­сти­че­ское об­су­ж­де­ние про­бле­мы по­ис­ка но­вых даль­но­дей­ст­вий. FGS-концепции. Препринт № 7А. МНТЦ ВЕНТ. М., 1991. С.48.

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
ru_RU