Волжские булгары. Введение
Если историю представить как некоторое систематизированное описание прошедших в жизни народа, страны и государства событий, то остается возможность придти к каким угодно выводам, ибо нет теоретико-методологических рамок, вытекающих из исторических закономерностей, которые позволяют направить мышление исследователя к истине. Именно данное обстоятельство нередко превращает историческую науку в служанку идеологии и политики. Но нет исследователей, которые бы отрицали существование исторических закономерностей. Тем не менее немало историков яростно сопротивляется проникновению в описание исторических событий методологических требований, формулируемых на основе теорий, объясняющих исторический процесс. Одна из причин данного обстоятельства, видимо, заключается в том, что в таком случае история становится наукой и ее уже нельзя произвольно использовать в оправдание тех или иных идеологических установок.
До сего времени большинство ученых-историков отвечали только на вопрос “Как это происходит?”, оставляя в тени другой не менее важный для понимания исторических процессов вопрос “Почему это происходит?”. В наше время наиболее приемлемый ответ на последний вопрос дал Л.Н.Гумилев (1912-1992). Ему впервые в науке удалось решить проблему этногенеза — происхождения и развития народов — на уровне научных достижений XX в. На основе своих теоретических изысканий он дал яркие образцы изложения этнической истории славяно-русских и тюрко-татар. Рассмотрим кратко, в чем же суть теоретических исследований Л.Н.Гумилева, названных им пассионарной теорией этногенеза, или этнологией — наукой о закономерностях возникновения, функционирования и развития этнических систем (родов, племен, национальностей, наций, т.е. этносов).
Л.Н.Гумилев всестороннее исследовал причины и условия возникновения этносов. По его мысли, по крайней мере две причины вызывают появление нового этноса: во-первых, пребывание на одной территории представителей двух и более распавшихся от старости (или по иным причинам) этносов, которые он назвал этническими субстратами и, во-вторых, воздействие на возникающую из этнических субстратов этническую систему космического излучения, которое заряжает ее энергией, достаточной этносу, чтобы пройти свой жизненный цикл с естественной продолжительностью в 1500 лет. Таким образом, происходит пассионарный толчок, т.е. рождение этноса. Этнос, указывает Л.Н.Гумилев, — явление природное и служит той основой, на которой возникает его общественная система со всеми ее сферами жизнедеятельности. Жизненный цикл этноса состоит из ряда фаз. Каждой фазе соответствует определенная пассионарность, т.е. большая или меньшая жизненная энергия, которая зависит количества в этнической системе людей активных и страстных, жаждущих деятельности во имя благополучия своего народа (пассионариев). Автор данной работы построил свою работу на основе учения Л.Н.Гумилева о фазах этногенеза. Оно явилось как бы канвой при описании этнической истории волжских булгар.
Л.Н.Гумилев глубоко и всесторонне разработал весь процесс этногенеза, от его начала и до конца, описал фазы этногенеза, привел их в стройную систему. Пассионарный толчок приводит к возникновению из нескольких этнических субстратов (обычно, 2-3-х) нового этноса. Возникший этнос в своем развитии проходит следующие фазы: 1) фазу подъема, которая имеет инкубационный и явный периоды; 2) акматическую фазу; 3) фазу надлома; 4) фазу инерции; 5) фазу обскурации; 6) фазу гомеостаза. Если этнос успешно преодолевает все эти фазы, он превращается в реликт и может существовать неопределенно долго, пока соседи не нарушат его состояние, совершив против него агрессию. Возможна и регенерация этноса, что приводит к возрождению его жизненных сил для совершения достойных с точки зрения мировой истории дел.
Этносы имеют разные возрасты в зависимости от того, в какой фазе своего этногенеза они находятся. Поведение этноса и составляющих его людей меняются в зависимости от возраста этноса. Императивы поведения, как их определяет Л.Н.Гумилев, заключаются в следующих принципах: в фазе подъема — “Будь тем, кем ты должен быть” (здесь долг превыше всего), в акматической фазе — “Я хочу быть самим собой!” (долг я выполняю, но у меня есть и свои дела), в фазе надлома — “Будь самим собой” (долг начинает тяготить людей, “на место силы долга приходит право силы”), в фазе инерции — “Мы устали от великих!” (на первый план выступает пассивный для общества, но трудолюбивый для себя обыватель), в фазе обскурации — “Будь таким, как мы!” (“не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить”). В фазе гомеостаза как бы происходит возврат к инерционной фазе. Человек в этой фазе с гармоничным складом психики. Он умеет ценить подвиги и героические дела своих предков, но сам на них не способен; с искренним восхищением вспоминает он “предания старины глубокой” — вот почему эту фазу можно назвать и “мемориальной”.
В результате пассионарного толчка в этническом коллективе резко увеличивается количество пассионариев, которые ломают устоявшиеся взаимоотношения между людьми. С точки зрения соплеменников они действуют нестандартно, вызывающе, нарушая действующие в обществе этнические, правовые и традиционные нормы. Но в инкубационный период фазы подъема, который длится около 150 лет, достойных летописца или историка событий не происходит (только мелкие стычки внутри этноса, брожение умов, смуты, братоубийства и т.п.).
Конец инкубационного периода фазы подъема знаменует возникновение этносоциальной системы — различных форм национальной государственности. Для этноса наступает явный период фазы подъема, события которого отмечаются летописцами как своими, так и чужими. Явный период фазы подъема длится примерно 100-150 лет. “Фаза подъема этногенеза всегда связана с экспансией, подобно тому как расширяется нагретый газ”, — отмечает Л.Н.Гумилев[i]. Именно в этой фазе массы завоеванных этносов сливаются в единую систему с завоевавшим их пассионарным этносом, чаще всего образуя суперэтнос.
При переходе этноса из фазы подъема в акматическую стремление к расширению ареала усиливается. Практически этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, невозможно покорить, ибо для этого этнос-агрессор должен затратить такое количество энергии, что ее не может окупить любой успех. Однако переходы из одной фазы в другую несут для этноса опасности — именно в эти моменты он особенно уязвим. В акматической фазе обычно завершается слияние двух-трех столкнувшихся этносов.
Акматическая фаза, которая длится примерно 300 лет, характеризуется наивысшим уровнем пассионарного напряжения для данной этнической системы. В этой фазе господствуют пассионарии жертвенного типа, образуются суперэтносы, состоящие из субэтносов (подсистем). Пассионарии стремятся утвердить себя как личности, победы своего этноса видят через призму своих личных побед. Однако избыток пассионарности в акматической фазе часто приводит этнос в состояние, которое Л.Н.Гумилев называет “пассионарным перегревом”.
Пассионарный перегрев, возникший в результате избытка пассионарности в этносе, приводит к внутриэтнической борьбе, что снижает резистентность (сопротивляемость) этнической системы. “Возможны “перегревы”, — пишет Л.Н.Гумилев, — когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную”[ii]. В период пассионарного перегрева пассионарные этносы оказываются не поборниками своих прежних положительных идеалов, а противниками своих соседей. При этом техническое превосходство играет здесь первостепенную роль.
После акматической фазы этнос вступает в фазу надлома. “…Надлом — тяжелая возрастная болезнь и не всякому этносу суждено ее пережить”, — отмечает Л.Н.Гумилев[iii]. Резкое снижение пассионарного напряжения сопровождается расколом этнического поля, что приводит к острым конфликтам внутри этнической системы. В этой фазе велика опасность распада и гибели этнической системы в результате смещения, то есть негативного этнического контакта и возникновения и действия антисистем, ибо резистентность ее низка. Пассионарии погибают в войнах за расширение ареала своего этноса и внутриэтнической борьбе, на первый план выдвигаются субпассионарии, т.е. люди неактивные, пассивные. Оставшиеся пассионарии вытесняются на окраины занимаемого этносом ареала.
Инерционную фазу этногенеза Л.Н.Гумилев назвал “золотой осенью цивилизации”. В этой фазе происходит дальнейший спад уровня пассионарного напряжения. Она длится примерно 300 лет. Ученый описывает ее содержание следующим образом: “В эту осень собирают плоды, накапливают богатства, наслаждаются покоем, нарушаемым только внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят, пусть нехотя, великих мыслителей, художников, писателей, и даже иногда не дают им умереть с голоду”[iv].
В инерционной фазе преобладает усталость от пережитых потрясений и обыватели пытаются избавиться от пассионариев, которые как всегда “любят мутить воду”, их выталкивают, они или гибнут, или уезжают на окраины, а иногда и в другие страны. Эти стычки с пассионариями — последняя битва обывателей в стремлении к покою. Толковым руководителям в фазе инерции легко управлять народом, который живет за счет традиций и накопленных прошлыми поколениями богатств.
В рамки этой фазы укладывается понятие “цивилизация”, когда совершенствуется техника, развивается производство, упорядочивается быт, стираются этнографические особенности, происходит урбанизация населения, а в городах процветают наука и культура. Обыватели накапливают богатства, а пассионарии идут в сферу науки и искусства. “Безнравственность и беззаконие в городах, — пишет Л.Н.Гумилев, — прелюдия расправы над лесами и полями, ибо причина того и другого — снижение уровня пассионарности этносоциальной системы. При предшествовавшем повышении пассионарности характерной чертой была суровость и к себе, и к соседям. При снижении — характерно “человеколюбие”, прощение слабостей, потом небрежение к долгу, потом преступление…. Уровень нравственности этноса — такое же явление природного процесса этногенеза, как и хищническое истребление живой природы”[v].
Наконец, наступают “сумерки” этноса, его старость — фаза обскурации, которая занимает в этногенезе полосу в 200 (иногда и больше) лет. Пассионарное напряжение убывает до уровня ниже нулевого. Этнос существует за счет материальных и культурных ценностей, накопленных в инерционную фазу. Субпассионарии, которых становится неизменно больше, чем пассионариев, блокируют любую творческую деятельность последних, требуя удовлетворения своих всевозрастающих потребностей. Вот как описывает фазу обскурации Л.Н.Гумилев: “Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников”[vi].
К концу фазы обскурации численность этноса сокращается, представители окраин устремляются в центр, усиливается приток особей чужих этносов, одним все безразлично, другие пытаются присвоить себе все, что плохо лежит — будь то материальные ценности или власть. Этническая система утрачивает резистентность, чем могут воспользоваться пассионарные соседи. “Снижение пассионарности напряжения этнической системы, конечно, не благо, — пишет Л.Н.Гумилев, — но при наличии достаточной материальной базы и обилии природных ресурсов можно поддерживать процветание страны и народа очень долго”[vii]. Однако необходимо иметь в виду, что фаза обскурации заканчивается или гибелью этнической системы, или переходом в состояние этнического гомеостаза.
Пережив фазу обскурации, этнос вступает в статическое или персистентное состояние, которое Л.Н.Гумилев назвал фазой гомеостаза. Уровень пассионарного напряжения этносов в этой фазе находится на нулевой отметке. Жизненный цикл этноса из поколения в поколение не претерпевает существенных изменений. Он находится в равновесном состоянии с ландшафтом и соседними этносами. Этнос в основном состоит из гармоничных людей, трудолюбивых, не лишенных стремления что-либо изменить в жизни. Пассионарии, как и субпассионарии, редки. Кажется, что этнос застыл на месте — жизнь поколений повторяется, как день и ночь — “ничто не ново под луной”. Стереотипы поведения дедов повторяются в детях и внуках. Границы ареала проживания этноса стабильны. Формы социальной жизни неизменны, государственные структуры упрощены и не довлеют над обществом. Долгое время пребывая в этой фазе, небольшой по численности этнос превращается в реликт, если живет в мирном контакте с соседями, или становится изолятом, если в силу природных условий лишается взаимосвязей с другими народами.
Гомеостаз — состояние консервативное. Особи этнической системы в этой фазе враждебны любым изменениям, ибо творческие силы уже растрачены. Этнос стар и ему, как любому старцу, нужен покой. Взорвать эту старческую безмятежность может только новый пассионарный толчок, в результате которого возникает другой этнос.
К распаду этнической системы приводит или старость этноса, или вторжение извне, или внутриэтнические катаклизмы. Однако возможны случаи ее восстановления, или регенерации, которая наступает после фазы обскурации. Л.Н.Гумилев характеризует фазу регенерации как короткий всплеск активности этноса накануне завершения процесса этногенеза. Подобная активность окончательно лишает пассионарности этнос, который переходит в мемориальную фазу, когда отдельные его члены продолжают культурные традиции прошлого, вспоминая славные деяния предков. Однако при определенных условиях этнос может обновиться и с новой энергией продолжать культурное развитие своих предшественников.
Пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева дает многое для понимания этнической истории того или иного народа, но без ответа остается один вопрос: “Почему тот или иной человек чувствует, ощущает, осознает себя представителем именно данного народа?”. Без ответа на этот вопрос мы не можем понять то, что мы называем духовным единством народа, его менталитетом. Лев Николаевич данное обстоятельство пытался объяснить понятием “этническое поле”, но оно в силу грандиозности той задачи, которую перед собой поставил ученый, осталось не раскрытым. Автор же данной работы предпринял попытку, опираясь на достижения науки последних десятилетий нашего века, обосновать указанную проблему и облечь ее в форму теории этноноосферы и показать ее действенность на примере этнической истории волжских булгар.
Итак, этногенез протекает естественно и в начальных фазах неосознанно. Наступает момент, когда этнос приходит к осознанию своего бытия, своего исторического предназначения и места на Земле, что знаменует появление его развитой этноноосферы. Этноноосфера — это информационно-энергетическое поле, возникающее с образованием этноса, сопутствующее ему во всех фазах его этногенеза и содержащее всю информацию о нем. Возникнув однажды в начале этногенеза, этноноосфера в дальнейшем определяет всю духовную и материальную культуру этноса, его мировоззрение, религию и традиции. Есть ли основания для таких утверждений?
Замечательные русские ученые К.Э.Циолковский (1857-1935), В.И.Вернадский (1863-1945) и А.Л.Чижевский (1897-1945) создали учение о месте и роли человечества в биосфере и космосе. С этой точки зрения во всем, что делается на Земле надо видеть “планетное явление космического характера”. По мысли В.И.Вернадского, “создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история”[viii]. Для понимания сути учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере особое значение имеют идеи А.Л.Чижевского. По мысли ученого, все живое на Земле пронизывается электромагнитными излучениями и некоторыми корпускулярными потоками, поступающими из космоса. Растительный и животный миры чутко и тонко реагируют на изменения колебаний космического излучения. Возникнув в непрерывном и повсеместном потоке электромагнитных и жестких космических излучений, жизнь не могла не строить свои функциональные процессы на активном их использовании.
Проблему излучения и полей ученые исследовали с двух направлений — космических высот и клеточных глубин. Ясно, что поля космических излучений могут воздействовать только на соответствующие им по природе биополя живых клеток и организмов. Впервые понятие биополя в биологической науке было введено советским ученым А.Г.Гурвичем (1874-1954) как общий принцип, координирующий и регулирующий эмбриональный процесс[ix]. Главная идея А.Г.Гурвича заключалась в том, что развитие зародыша в материнском лоне происходит по заранее установленной программе и принимает те формы, которые уже имеются в его поле. Таким образом, идея поля как принципа, осуществляющего координацию развития эмбриона, а затем и особи, имеет большую научную ценность в понимании сущности жизни.
Последователь А.Г.Гурвича Б.С.Кузин (1903-1973) распространил принцип биополя на отношения между индивидами[x]. Если в индивидуальном развитии особи биополе как образ-цель указывает, какое положение в пространстве она должна занять, то биополе вида, с одной стороны, способствует сохранению его целостности, а с другой стороны, действует как сила, программирующая эволюционное развитие вида. Данное положение вполне применимо к человеку как индивиду, так и к человечеству как биологическому виду, осененному природой разумом. Однако развитие разума и разумной деятельности до минимума сократило значение видового поля в жизни человека и человечества. Тем не менее биополе, соединяя человека и человечество со всем живым на Земле, так как они представляют часть биосферы, играет в их судьбах важную роль. Но эта роль не всегда осознается человеком. Более того, он думает, что все совершаемое им определяется свободой его воли. Хотя в определенном диапазоне человек и обладает свободой выбора, все же его решения, в конечном счете, детерминируются подсознанием, находящимся в видовом информационно-энергетическом биополе человечества.
По исследованиям ученых процессы полевых (волновых) колебаний происходят у человека в центральной нервной системе, которая, образно говоря, является приемно-передающим устройством, улавливающим колебания информационно-энергетического поля. Как известно, колебательным системам присущи резонансные явления. По утверждению физиолога А.А.Ухтомского (1875-1942), между различными нервными центрами возникают резонансные взаимодействия, которые формируются в процессе отражения мозгом окружающей действительности[xi]. Эти процессы происходят в определенном диапазоне частот, совпадающем с излучаемыми колебаниями объектов — живых и неживых, находящихся в поле восприятия органов чувств и подсознания.
В настоящее время учеными разрабатывается лептонно-элекромагнитная (ЛЭМ) гипотеза (Б.И.Искаков и др.), согласно которой человека окружает квантовая оболочка, состоящая из холодной лептонной плазмы. Лептонно-электромагнитное поле, по их утверждениям, является материальным носителем такой специфической формы информации, как мысли и чувства человека. То обстоятельство, что человек является не только биологическим существом, но и информационно-энергетической системой, вернее единством того и другого, подтверждается исследованиями отечественных ученых, в частности, Н.Н.Сочеванова и др.
Информационная и субстратно-полевая природа биологических систем позволяет глубже проникнуть не только в сущность жизни, но и осознать, что же собой представляет психика и мышление человека. Рассматривая проблему фундаментального уровня материи и многообразия ее структурной организации белорусский философ А.К.Манеев приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит субстанция, которую он назвал синтетической реальностью полевого типа. “Применительно к живым организмам, — пишет ученый, — их телесная подсистема есть носитель жизни и психики, а субстратом последних является невещественная материальная формация — биополе. …Биополе, как непрерывная формация, пронизывает весь организм, обеспечивая высшую ступень целостности живых систем и отправление в них нефизиологических информационно-отражательных биопсифункций”[xii].
Биополе как лептонно-электромагнитная (ЛЭМ) субстанция окружает любой биологический объект, который, пульсируя с определенной частотой, излучает в пространство ЛЭМ-эйдосы, совокупность которых образует полевую структуру более высокого порядка. Особое место в биосфере занимают биополя людей как социальных сущностей биологического порядка. Биополя людей определенных национальностей создают этноноосферу конкретных этносов, образующие в сумме ноосферу человечества.
Этноноосфера как информационно-энергетическое поле, колеблющееся с определенной частотой, в момент возникновения этноса наполняется энергией, а мысли и чувства его представителей образуют в ней информационную систему, которую люди в обыденной жизни воспринимают как менталитет. Когда происходит усиление воздействия этноноосферы на отдельных представителей этноса через индивидуальное биополе, а через него и на мозг, их мышление и деятельность активизируются. Таких людей, как известно, Л.Н.Гумилев назвал пассионариями. Чем более мощной энергией обладает этноноосфера, тем больше становится в этносе пассионариев, которые для достижения личных и общественных целей увлекают за собой своих соплеменников. Однако со временем этнос стареет. В силу возникновения в этносе непримиримых идей или воздействия чужой идеологии и культуры в этноноосфере единая частота колебаний начинает давать сбой, возникают колебания с частотами, подавляющими друг друга, наступает какофония, что приводит к распаду информационно-энергетического поля этноса, в котором уже нет резонансных явлений, и, следовательно, подпитки этноноосферы космической энергией. Этнос распадается, и люди его составляющие становятся этническим субстратом для вновь возникающих этносов.
Необходимо иметь в виду, что чистое и сильное биополе активизирует биохимические процессы в организме человека, что является условием его дееспособности. На уровне явления мы наблюдаем лишь вещественную сторону жизни человека, которая заслоняет, но не устраняет информационно-энергетические процессы его биополя. “Полевая форма организации не исчезла, — пишут академик В.П.Казначеев и Е.А.Спирин, — она действительно “замаскировалась” в толще социальных процессов. Каждый из нас в своем жизненном цикле проходит стадию интенсивного погружения в полевую организацию — в эмбриональный период, затем в раннем детстве от трех-пяти лет. Полевые взаимодействия в это время неизбежны, но далее начинается как бы их нивелирование системами современного воспитания, обучения, усвоения правил жизни (социальных ролей)”[xiii]. Может ли быть иначе, если сама жизнь и разумные формы ее существования возникли на основе взаимодействия двух видов материи — вещественной и полевой, когда поле имеет такое многообразие, как и вещество.
По современным научным взглядам, фундаментальные основания вещества и поля, материи и сознания связаны с вакуумом. С разрешением природы вакуума ученые связывают надежды на создание единой теории поля, которая позволит объяснить не только чисто физические явления, но и выяснить сущность сознания. Американские специалисты в области теории единого поля М.Махариши, Р.Ротх и др., а также российские ученые А.Е.Акимов, Г.Н.Дульнев, Г.И.Шипов и др. внесли значительный вклад в решение одной из самых фундаментальных проблем науки.
Теория торсионных (спиновых) полей, разрабатываемая А.Е.Акимовым позволяет проникнуть в сущность сознания человека, раскрыть глубинные механизмы его мышления и психики, понять, что представляет собой “коллективный разум” и его разновидность — этноноосфера, т.е. коллективный разум этноса. Для обоснования идеи этноноосферы важное значение имеет и рассматриваемая А.Е.Акимовым проблема торсионной электронной вычислительной машины (ЭВМ), реализованной, как он считает, на уровне Физического Вакуума.
Идея Вселенной как Супер-ЭВМ, раскрытая А.Е.Акимовым, позволяет рассматривать этноноосферу как Этно-ЭВМ, “встроенную” в Супер-ЭВМ (Вселенную). Идея “мыслящей” Вселенной восходит к древним ведическим знаниям, к работам немецкого философа Ф.Шеллинга, а из авторов нашего времени к исследованиям С.Лема и Р.Пенроуза. Акимов отмечает, что “если учесть, что вся Вселенная пронизана средой — Физическим Вакуумом, учесть также, …, что Физический Вакуум, согласно В.К.Аблакову и др., обладает свойством голограммы и принять во внимание его свойства как спиновой системы (роль торсионных полей с их необычными свойствами), то становится возможным рассматривать Вселенную как целостную систему, а идеи полевых (торсионных) ЭВМ позволяют не абстрактно, а вполне конкретно обсуждать квантовый подход к проблеме Вселенной как Супер-ЭВМ (Абсолюта),…”[xiv]. В связи с вышеизложенным А.Е.Акимов вполне обоснованно соотносит понятие “Абсолюта” c “миром идей” Платона, “абсолютной идеей” Гегеля, “коллективным бессознательным” К.Юнга, “семантической Вселенной” В.В.Налимова, “ноосферой” В.И.Вернадского в ее расширенном толковании.
Положения, подтверждающие идею этноноосферы содержатся также в работах Л.П.Гримака, А.П.Дуброва, Н.М. и Ю.Н.Ивановых, В.Н.Пушкина и др. ученых. Этноноосфера — это этническое поле, где хранится память этноса, его “душа”, его сознание. Когда мы говорим “русская идея”, то как раз и имеем в виду этноноосферу русского народа. Благодаря этноноосфере этнос существует как единое целое. Через биополе матери и близких людей ребенок входит в этноноосферу своего этноса. От рождения и до смерти сознание человека находится в поле этноноосферы своего народа. Именно этноноосфера позволяет человеку ощутить себя своим в среде своего этноса и чужим среди людей другой национальности. Когда информационно-энергетическое поле этноноосферы перестает получать информацию от представителей этноса, которые переходят в поле тяготения других этносов, чем расстраивают единый ритм своей этноноосферы, и поступление энергии и информации опускается ниже критической отметки, она распадается и этнос перестает существовать.
Ритм этноноосферы обычно настроен на ту или иную частоту космического излучения, между ними возникают резонансные явления, благодаря чему она наполняется энергией, которая в свою очередь активизирует людей наиболее близко настроенных частотой своего биополя на ритм этноноосферы. Этноноосфера, в конечном счете, определяет поведение индивида. Внешне кажется, что человек свободно и сознательно выбирает свои цели. Это верно только отчасти. Подсознание, которое входит в информационно-энергетическое поле этноноосферы, определяет поведение индивида, в т.ч. принятие решений и постановку целей.
Идея этноноосферы позволяет понять многие перипетии этнической истории народа и может служит философско-методологическим принципом при изложении его этногенеза и культурогенеза. Автор данной работы полагает, что принцип этноноосферы позволяет подойти к рассмотрению истории и культуры волжских булгар научно и приблизить понимание их этнической истории к исторической правде.