Аспирантура с позиций концепции непрерывного образования
Жизнь всего современного общества и каждого его члена в частности отмечена стремительными преобразованиями, при этом на первый план выходят актуальные познания в той или иной сфере образования, науки, сфере экономической деятельности или общественных отношений. Именно поэтому, чтобы полученные знания не устарели, человек должен совершенствовать свои личные знания непрестанно и безостановочно на протяжении всей жизни.
Преобразования, возникшие в результате формирования общества информационных технологий и верховенства прагматичной экономики, затрагивают не только систему образования, но и все аспекты жизнедеятельности человека. Знания и образованность превращаются в стержневой компонент социального потенциала и являются важнейшим условием эффективного функционирования личности.
Образование даёт возможность более успешно преодолевать критические ситуации и напряжённые жизненные моменты, а так же быстрее приспосабливаться к переменам. Сама стремительность сегодняшних перемен вынуждает нас постоянно повышать квалификацию, совершенствовать профессиональные навыки и непрерывно получать новые знания. В данной статье рассмотрены основы концепции непрерывного образования, а так же место, роль и значение аспирантуры в контексте идеи постоянного обучения.
1. Основы концепции непрерывного образования
В научных трудах, посвященных проблематике идеи непрерывного обучения или непрерывного образования, последнее трактуется преимущественно как непрестанное накопление познаний, осуществляемое на протяжении всего жизненного пути. Обучение носит гибкий, вариативный, необязательный характер и осуществляется на протяжении всей жизни индивидуума в самых различных локациях.
В отличие от традиционной модели образования, подчеркивающей важность подготовки к профессии, переподготовки и повышения квалификации, концепция непрерывного образования нацелена не столько на совершенствование профессиональных навыков, сколько на всестороннее развитие личности, способствующее её адаптации к переменчивым жизненным реалиям и успешной самореализации в социуме.
Эволюция «концепции непрерывного образования» (КНО) демонстрирует переход от прагматического взгляда на обучение как на инструмент достижения определенных целей к пониманию образования как самоценного, осмысленного и внутренне мотивированного процесса личностного роста.
На протяжении нескольких десятилетий педагоги выделяли три аспекта непрерывного образования. Вертикальное образование подразумевает преимущественно систематическое школьное обучение, включающее ступени от дошкольных учреждений до высших учебных заведений, а также подготовку научных кадров. Горизонтальное образование реализуется посредством различных внешкольных форм обучения. Углублённое образование предполагает образовательную деятельность как неотъемлемую составляющую образа жизни, включая проведение досуга, на протяжении всего жизненного пути.
Таким образом, идея непрерывного образования подразумевает обеспечение последовательности и регулярности образовательной деятельности на протяжении всей жизни, а также акцентирует мультиаспектный и всеобъемлющий характер образования. Вот почему всё больше и больше людей говорят о обучении при любых обстоятельствах.
Концепция непрерывного образования базируется на четырех фундаментальных принципах:
- Овладение средствами постижения истины, а не усвоение готовых сведений и пакетной информации.
- Приобретение актуальных и перспективных профессиональных навыков, а также способности адаптировать полученные познания к трансформирующимся реалиям трудовой деятельности.
- Обучение «искусством» и навыкам сосуществования – овладение методами разрешения противоречий, постижение многообразия человеческих индивидуальностей и культур, совершенствование социального и личностного потенциала.
- Самосовершенствование посредством образования – стимулирование гармоничного развития всех граней человеческой личности: интеллектуальной, физической, эмоциональной, эстетической и духовной
Непрерывное образование призвано развивать креативный потенциал личности, её адаптивность и соответствие окружающей действительности, что содействует формированию жизнестойкости индивида в условиях постиндустриальной реальности посредством совершенствования навыков, таких как:
- способность действовать в ситуации неопределённости;
- коммуникация между представителями различных социальных групп и культур;
- искусство вести диалог и находить компромиссы.
Поэтому в Концепции непрерывного образования акцент ставится на формирование умения непрерывно обучаться и применять полученные знания в течение всего жизненного пути в реальных ситуациях.
В результате, КНО может принимать участие в решении вопросов конкретного человека, выходящих за рамки ограниченных утилитарных задач. В идеале, парадигма непрерывного образования призвана включать все формы обучения — от дошкольной ступени до глубокой старости, охватывая институциональные, внеинституциональные и самостоятельные образовательные практики.
Ведущим направляющим началом здесь призван стать сам обучающийся индивид, рассматриваемый как активный участник познавательного процесса. Данный подход акцентирует необходимость обеспечения подлинного равного доступа к образованию высокого уровня для всех обучаемых.
В рамках данной концепции принципиальное значение имеет разграничение институциональных и внеинституциональных образовательных практик, так как разделение основано на характере и локации осуществления процесса обучения.
Институциональное обучение реализуется преимущественно в рамках образовательных организаций и центров профподготовки, что, как правило, ведёт к получению официально признаваемых дипломов и квалификаций.
В свою очередь внеинституциональное обучение, хотя так же нацелено на приобретение знаний и навыков, реализуется структурами, главной задачей которых не является образовательная деятельность. Подобное обучение нередко является спонтанным и не имеющим выраженного акцента, однако оно способно обогатить человека ценными умениями, познаниями и определёнными полезными навыками.
2. Как обеспечить реализацию концепции непрерывного обучения
В эру глобализации, расцвета прагматичной экономики, а также информационно-технологической и телекоммуникационной революции, концепция непрерывного образования приобретает все большее значение в образовательных системах многих стран мира.
Инициатива непрерывного образования основана на предоставлении возможностей для приобретения знаний людям всех возрастов и на всех уровнях вне зависимости от вида образовательного учреждения. Это незаменимый инструмент, позволяющий непрерывно увеличивать интеллектуальный багаж и адаптировать его к меняющимся реалиям.
Традиционная схема вхождения в профессиональную жизнь через среднее и высшее образование, завершающаяся получением академической квалификации, постепенно уступает место модели формализованного непрерывного обучения.
Что может содействовать реальному и всеобъемлющему воплощению КНО в практическую плоскость.
В целях формирования культуры обучения, образованию должен быть придан наивысший приоритет:
- Увеличение охвата детей дошкольным образованием, закладывающим прочный фундамент знаний.
- Развитие навыков и мотивации к обучению на этапе обязательного школьного образования.
- Расширение и диверсификация возможностей среднего образования.
- Адаптация предложений в сфере высшего образования к спросу на рынке труда.
- Совершенствование систем оценки и признания квалификаций, полученных путем неформального и случайного обучения.
- Модернизация и развитие образования для взрослых.
Для продвижения базовых навыков необходимо:
- Определение ключевых навыков и специализаций, востребованных в условиях современного общества знаний.
- Акцент на включении базовых навыков в обязательные образовательные программы.
- Обеспечение освоения фундаментальных навыков для всех групп населения, включая находящиеся в неблагоприятном положении.
- Усиление практики противодействия необоснованной неуспеваемости и безальтернативному отсеву учащихся.
Для расширения всеобщего доступа к информации и консультациям о возможностях образования необходимо:
- Повышение качества рекомендаций и информирования о возможностях обучения.
- Развитие сотрудничества государственного и частного секторов в сфере консалтинга, планирования карьеры и личностного развития.
- Совершенствование консультационных услуг с использованием технологических возможностей для осуществления информационного обмена и коммуникации.
Для увеличения потока инвестиций в образование, как во временной, так и в финансовой плоскости необходимо:
- Наращивание масштабов инвестиций в человеческий капитал за счет государственного и частного финансирования.
- Развитие предпринимательства путем стимулирования инициативы и творчества в образовательном процессе.
- Выявление факторов, мотивирующих людей к получению образования.
- Продвижение различных образовательных направлений.
- Развитие открытого и дистанционного обучения, позволяющего взрослым сочетать учебу с работой и другими обязанностями.
Для разработки инновационных подходов к обучению и преподаванию необходимо:
- Продвижение и разработка новых методов обучения и преподавания с учетом возможностей современных технологий.
- Создание диверсифицированных образовательных предложений, в том числе в мультимедийных форматах, отвечающих потребностям учащихся, представителей сферы труда, общества на местном, региональном и национальном уровнях, при оптимальном использовании имеющихся ресурсов.
Представленные выше тезисы будут эффективны при наличии по-настоящему широкого выбора образовательных возможностей, которые могут быть обеспечены всесторонней поддержкой развития местных образовательных учреждений, их доступностью, а так же разработкой качественных и эффективных образовательных предложений с использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий.
3. Место аспирантуры в процессе непрерывного образования
Непрерывное обучение является одной из важнейших функций университетов и институтов, вытекающей из их миссии по его продвижению, поэтому аспирантура является важным элементом формального образования, который идеально вписывается в концепцию обучения на протяжении всей жизни.
Исходя из основной цели обучения в аспирантуре, то есть подготовке высококвалифицированных научно-педагогических кадров, способных самостоятельно ставить и решать актуальные научные задачи, проводить оригинальные научные исследования и получать новые научные результаты, аспирантура зачастую изначально предполагает непрерывность получения новых знаний на протяжении всей жизни. Именно этот факт делает аспирантуру одним из ключевых этапных элементов в концепции непрерывного образования.
Стандартный срок обучения в очной аспирантуре составляет 3 или 4 года, в заочной — 4 или 5 лет, а сам процесс обучения структурирован по годам с постепенным нарастанием сложности и ответственности. Можно сказать, что аспирантура – это форма высшего образования, которая по своей природе носит выраженный академический характер.
Обучение в аспирантуре на базе современных образовательных учреждений это не только полноценный образовательный процесс с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, но и возможность принятия участия в разноплановых научных и научно-практических стажировках по всему миру. Рассмотрим отдельные нюансы подготовки кадров высшей квалификации на примере организации образовательного процесса в Международном институте информатизации и государственного управления им. П.А. Столыпина (МИИГУ им. П.А. Столыпина), расположенном в Москве.
Организация обучения в аспирантуре МИИГУ им. П.А. Столыпина производится по очной форме обучения, что в некотором роде ограничивает круг участников образовательного процесса, однако с другой стороны поднимает качество результата обучения на более высокий уровень.
Аспирантура в высшем учебном заведении имеет разноплановый характер образовательных направлений, включающий в себя такие профили как «Экономика» и «Юриспруденция». Для соискателей предлагается качественное обучение в соответствии с программой учреждения, ориентированное на целый ряд научных специальностей в том числе наиболее востребованных, таких как Частноправовые науки, Экономическая теория, Финансы и другие. В данном случае широкий выбор, основанный на истинных интересах соискателя, служит дополнительным стимулом для получения максимального объёма тематических знаний.
Основная задача учебного заведения — организация образовательного процесса, с целью предоставить обучаемому максимальные возможности для получения и качественного усвоения новых знаний. Для достижения этой цели программа подготовки аспирантов, в том числе предусматривает углубленное изучение специальных дисциплин, овладение современными методами научного исследования, а так же подготовку к сдаче экзаменов с содержанием включающем в себя кандидатский минимум.
Важно обратить внимание на то обстоятельство, что особое внимание в аспирантуре МИИГУ им. П.А. Столыпина уделяется самостоятельной научно-исследовательской работе обучаемого по выбранной теме под руководством научного руководителя. Итогом этой многолетней работы может стать подготовка и успешная защита кандидатской диссертации.
Кроме того, аспиранты принимают участие в образовательном процессе кафедры, получая при этом ценный педагогический опыт. Знания и навыки, полученные обучаемыми в образовательном процессе не становятся закрытыми, так как по окончании каждого года обучения аспиранты отчитываются о проделанной работе в рамках промежуточной аттестации.
Таким образом аспирантура, вне зависимости от формы обучения, является тем видом послевузовского образования, который предполагает, что получение новых знаний и постоянная актуализация уже имеющихся, является основной задачей, стоящей перед обучаемым, что на практике идеально вписывает её в концепцию непрерывного обучения.